О возможных причинах вспышки эпидемии в Италии, о том, как помочь пожилым и что такое правильно паниковать в непростой ситуации с коронавирусом – в эксклюзивном интервью Анне Федермессер рассказал главный внештатный специалист Москвы по анестезиологии – реаниматологии, главный врач городской клинической больницы № 40 Денис Проценко.
Про Коммунарку
У нас сейчас там 800 коек. Они все только для тех, кто с коронавирусом или подозрением. 600 из них можно спокойно превратить в реанимационные, потому что у каждой кровати есть кислород. Все зависит от того, по какому сценарию потечет. Если потечет по итальянскому – то мы должны готовиться к нему. И лучше перебдеть, нежели потом кусать локти.
Про команду
Я могу в любую точку набрать телефон и сказать: «что мне делать, я провалился с терапевтами». И 31 терапевт завтра стоит на ресепшн в Коммунарке. Да, есть те кто уволился за это время. Люди – они разные. Оценивать все будем потом.
Про карантин
ВВС уже спросили у меня, вы за карантин? Я сказал, что да. И сразу «Проценко хочет закрыть Москву».
Про себя
Что я сделал для своей семьи? Я принял самое жестокое решение – я перестал очно общаться со своими родителями. Потому что они в группе риска – им за 70. Я лишил себя счастья проводить полноценное время в семье. Я самоизолировался от них.
Про обьятия и гигиену
Да, есть такая версия. Что одна из вероятных причин взрыва в Италии – это их чмоки-чмоки, манера вот этой теплой тактильности, контакта. Да, надо заменить рукопожатия на что-то еще, не менее сердечное. Просто улыбаться друг другу.
Рядом с мылом – флакон с антисептиком. Полотенцу предпочитаем одноразовые салфетки. Туалетную бумагу, может, поэтому скупают? Проветривание – очень важно. Если кто-то болеет простудой – все так, как в нашем детстве, когда сестра болела ветрянкой. Только сейчас к любому человеку надо относиться как к человеку с ветрянкой.
Про водку как антисептик
В водке 40 градусов. а антисептик правильный – 70. Самогонка? Смотря какая. Первач, например.
Про маски
Маска важна для человека с сиптомами. С появившимися. Чтобы он не распылял и не контаминировал. В нынешней ситуации мы прекрасно знаем, что наши обычные трехслойные маски не являются защитой от коронавируса, именно поэтому мы используем в очаге респираторы с совершенно иным классом защиты.
Про лекарства
Пока все непонятно. Есть лекарства, которые в тяжелой стадии могут быть полезными и эффективными.
Про анализы
Почему анализы делаются долго? Потому что возможности и ресурсы лабораторий гораздо ниже потока анализов. Сейчас в Москве эта ситуация на этапе выправления. Надо ли делать всем этот анализ, потому что якобы корейская история показала что надо? Не знаю. Вот мне сделали анализ, он отрицательный, мы сейчас собрались, и что? мне опять его сдавать?
Про «специально заразили»
Нет, конечно. Одной из тем моих научных интересов являются тяжелые инфекции, бактерии, я всегда рассказываю, что бактерии умнее нас. Они вырабатывают механизм резистентности к антибиотикам гораздо быстрее, чем мы вырабатываем новые антибиотики. Энтропия побеждает, вирус проще микроба.
Да, был 2009 год, когда бушевал свиной грипп, когда мы не могли справиться, когда умирали беременные женщин. У нас были лекарства, но что толку, все фульминантно протекало, за два часа. И это была пощечина предупреждения. Сейчас уже не пощечина, а пендель в спину.
Про цифры
У меня нет идеи занижать число заболевших. Мы делаем колоссальную работу, которая, может, не всем симпатична. Потому, возможно, у нас меньшие цифры, чем в Европе.
Что делать?
Как один из вариантов – заменить всю рекламу на социальные ролики, которые разьясняют все меры предосторожности. Потому что соцсети и интернет – это значимо для миллионников, а для городов поменьше, для групп риска телевидение остается основным источником информации. Не запугать, здесь очень важно провести грань! Предупредить.
Перестаньте контактировать с вашими пожилыми. Не паникуйте. Или хотя бы паникуйте структурированно. При первых признаках – самоизоляция, десоциализация, использование электронных средств для всей работы, гигиена всего на свете. Помочь пожилым людям – хороший позыв, плохо, что молодые люди могут оказаться бессимптомными носителями. Поэтому – повесил продукты, позвонил на звоночек и исчез. Как в «Тимуре и его команде»