19 июля Государственная дума на пленарном заседании рассмотрит законопроект об устранении препятствий для усыновления детей представителями коренных малочисленных народов, ведущих кочевой образ жизни. Об этом рассказали в Законодательном собрании Ямало-Ненецкого округа, депутаты которого подготовили документ.
«По действующему законодательству усыновителями детей, оставшихся без попечения родителей, не могут быть лица, не имеющие постоянного места жительства, – рассказал председатель думского комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.
– Соответствующий документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение, входит в перечень документов, прилагаемых к заявлению об усыновлении ребенка».
Между тем, исторический уклад жизни коренных малочисленных народов Севера, ведущих кочевой или полукочевой образ жизни, не предполагает наличия места постоянного или преимущественного проживания, напомнил депутат. Люди, принадлежащие к коренным малочисленным народам, могут не иметь постоянного места жительства, а традиционное для них жилище – чум – по действующим законам не относится к жилым помещениям.
«В этой связи, у представителей коренных малочисленных народов Российской Федерации фактически отсутствует возможность усыновления детей», – пояснил глава комитета, ранее рекомендовавшего законопроект для принятия в первом чтении.
«Предлагаемые нами изменения нацелены, прежде всего, на укрепление института семьи. Они расширят возможности для принятия детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей родственников, в семьи. Помогут нашим коренным народам, ведущим кочевой образ жизни, усыновлять детей и воспитывать их в соответствии с традиционными обычаями», – подчеркнула вице-спикер законодательного собрания Ямала Елена Зленко.
Законопроект, предполагающий внесение изменений в Семейный и Гражданский Процессуальный кодекс, касается усыновления детей из числа лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, представителями таких народов. Он изменяет перечень документов, которые должны быть предоставлены для усыновления ребенка теми из них, кто ведет кочевой и (или) полукочевой образ жизни, и не имеет места постоянного или преимущественного проживания. Также документ исключает кочевников, принадлежащих к коренным малочисленным народам, из числа бездомных, которым по закону запрещено усыновлять детей.