Сергей живет в городе Белозерский Воскресенского района Московской области в одной квартире с бывшей тещей (67 лет) и дочерью бывшей жены (ребенку 5 лет). Другого жилья у него нет. 5 апреля он вернулся в Россию из командировки в Донбасс на своей машине.
Согласно постановлению главного государственного санитарного врача России от 30 марта, руководители субъектов РФ должны «обеспечить изоляцию и медицинское наблюдение всех лиц, вернувшихся в Российскую Федерацию, на срок 14 календарных дней со дня их прибытия».
Правда, размещение в специальных карантинных центрах – обсерваторах – предусмотрено лишь для тех людей, которые прибывают из-за рубежа в аэропорты, расположенные не в тех регионах, где они проживают. Например, если человек прилетел в Москву, а живет в Саратове. Остальные (допустим, москвичи и жители Подмосковья, приземлившиеся в Шереметьево) должны быть изолированы в домашних условиях.
За нарушение режима самоизоляции граждане, вернувшиеся из-за рубежа, могут быть оштрафованы на 4 тысячи рублей, а за повторное нарушение – на 5 тысяч рублей, напомнила 8 апреля пресс-служба Главного управления региональной безопасности Подмосковья.
«Дома я могу представлять угрозу для двоих людей»
«По возвращении в Россию я по закону обязан пройти двухнедельную самоизоляцию. Пройти самоизоляцию в домашних условиях я не могу, потому что там находятся два человека из группы риска по коронавирусу», – рассказал Сергей «Милосердию.ru».
Симптомов COVID-19 у него нет. «Но ограничения были приняты не зря. Все-таки иногда заболевание проходит бессимптомно, и человек может не знать, что является источником инфекции», – считает Сергей.
Вернувшись в Белозерский, он сразу же явился в поликлинику, не заходя домой. «Не знал, куда еще обратиться, – объяснил он. – Зашел в специальный кабинет, где принимают людей с симптомами коронавируса. Оттуда меня направили к заведующей. Заведующая потребовала, чтобы я немедленно самоизолировался в домашних условиях. А я сказал, что хочу в обсерватор, потому что дома могу представлять угрозу для двоих людей».
Не добившись в поликлинике объяснений, как попасть в карантинный центр, Сергей вернулся в машину и начал звонить по номеру единой электронной приемной Московской области 8-800-550-50-30, откуда его переключали то на справочную министерства здравоохранения Московской области, то на горячую линию правительства Московской области, то на единый контактный телефон МФЦ. Звонил он также на горячую линию портала «Стопкоронавирус.рф».
В разных инстанциях ему предлагали выписать больничный лист, прислать волонтеров с едой, пройти тест на COVID-19. Но прежде он должен был вернуться домой. На основной вопрос – где можно самоизолироваться, кроме собственной квартиры, – житель Подмосковья ответа так и не получил.
«Еду готовлю на костре. Натаскал хвои, получился матрас»
«Медики пытались напугать карами. Мол, будет искать полиция, если не заеду по месту жительства. <…> – написал Сергей на своей странице в Facebook в ночь на 8 апреля. – Чтобы потом не обвинили в нарушении самоизоляции, подал по телефону заявление в полицию по факту нарушения режима самоизоляции со стороны органа здравоохранения. Ибо в постановлении четко сказано, что он должен обеспечить условие обсерватора по месту жительства. А это условие орган здравоохранения не обеспечил».
По словам Сергея, днем 8 апреля ему позвонили из территориального органа Роспотребнадзора и пообещали устроить в один из обсерваторов, расположенных в Подмосковье. «Мне сказали, что отправят туда на скорой помощи. Роспотребнадзор подготовит распоряжение, а медики в течение суток вышлют машину», – объяснил он.
Сергей поинтересовался, может ли он приехать в учреждение самостоятельно, но ему запретили это делать. Сутки он ожидал приезда скорой помощи в своем автомобиле возле дома.
«В машине было холодно, я простудился, – сказал он. – Тогда я понял, что надо выбираться в лес, потому что здесь можно хотя бы развести костер». Товарищ привез ему еду, питьевую воду и котелок. Сергей надеется, что медики свяжутся с ним перед выездом, и он успеет вернуться к своему дому вовремя, чтобы встретить скорую помощь.
«Еду я готовлю на костре. Вчера доширак готовил и кофе. Голубцы еще. Мне привезли консервы, крупы, – рассказал он. – Натаскал хвои, сосновых веток. Получился матрас. Плюс, у меня есть спальник. Ночевать есть где». Раньше Сергей не раз ходил в походы.
«Государство и регионы не предоставляют место для самоизоляции»
Корреспондент интернет-портала «Милосердие.ru» позвонил по телефону горячей линии, опубликованному на сайте «Стопкоронавирус.рф», и рассказал о ситуации, в которой оказался Сергей.
«Он должен позвонить в департамент здравоохранения и не покидать свой дом ни под каким предлогом, – заявила сотрудница горячей линии. – Дальше он должен следовать указаниям, какие ему будут даны департаментом здравоохранения. Близкие люди также должны находиться с ним вместе на карантине».
В ответ на слова, что Сергей еще не был дома и боится заразить соседей по квартире, она сказала: «Он должен сам найти место, где сможет находиться на карантине, если не хочет их заразить. <…> Государство и регионы не предоставляют место, где можно находиться 14 дней. Если человек не хочет находиться дома, пусть обратится в департамент здравоохранения, и ему подскажут, как быть в данной ситуации».
Телефон «департамента здравоохранения», который дали корреспонденту «Милосердия.ru» на горячей линии портала «Стопкоронавирус.рф», оказался номером горячей линии комплекса социального развития города Москвы.
К счастью, в интернете легко найти телефон электронный приемной Московской области. Оператор, чья задача заключалась в том, чтобы отвечать на вопросы о коронавирусе, сообщила: «Те, кто пересекает границу, находятся на самоизоляции дома, под наблюдением врача из той поликлиники, к которой относятся. Они сообщают о себе все необходимые сведения. Заполняют анкету на сайте Фонда социального страхования».
После дополнительного объяснения, что данный житель Подмосковья не может находиться дома, оператор попыталась соединить корреспондента с министерством здравоохранения Московской области, но номер не отвечал, поскольку день был выходной.
«Я думаю, не будут меня забирать, – написал Сергей на своей странице в Facebook вечером в субботу, 11 апреля. – Скорее всего, большая загрузка у машин скорой помощи. <…> Требовать отвезти меня в обсерватор в этой ситуации равносильно тому, как если бы во время пожара я подошел к пожарному и попросил у него сделать мне кофе, потому что у него есть вода».