Пациентка ПНИ, 47-летняя Светлана Сказнева, с диагнозом олигофрения, ведущая, по мнению медиков, вегетативный образ жизни, стала писать стихи и письма друзьям. Историю Светланы рассказала Анна Федермессер, основатель фонда помощи хосписам «Вера».
По документам ПНИ диагноз женщины – ДЦП, органическое поражение головного мозга, глубокое слабоумие. Олигофрения в степени выраженной дебильности. Речь отсутствует. Общается с помощью мимики и жестов. Выполняет простые инструкции. Примитивна. Демонстрирует значительное снижение когнитивных функций. Образ жизни вегетативный.
Однако, как выяснилось, пациентка пишет стихи. Она набирает текст на стареньком кнопочном телефоне. Раскрыть талант Светлане помогла медсестра.
«Кудряшова Наталья Анатольевна заметила во мне талант к поэзии. Я начала пробовать в голове сочинять стихи. У меня получилось. Я попросила Наталью записать то, что я сочинила, на бумагу. Я ей говорила, как могла, а она писала. Так родилось стихотворение «Война».
Я сочиняла стихотворение и держала его в голове. Наталья приходила на работу, выбирала свободное время, и мы писали», – рассказала Светлана.
Женщина так бы и лежала всю оставшуюся жизнь в интернатской палате «с ободранными зелеными стенами», если бы не встреча с неравнодушными людьми.
«Свету страшно захотелось вытащить из застенков ПНИ, где в ней видели не человека, а лишь ПСУ (получателя социальных услуг), биомассу, которая потребляет белки, жиры и углеводы и выделяет продукты распада… и это за наши с вами налоги», – написала Анна Федермессер после знакомства со Светланой.
Волонтерам удалось на 2 дня увезти женщину из ПНИ в «Дом милосердия кузнеца Лобова» в Поречье. Это было первое путешествие за все время пребывания в интернате. В «отпуске» Светлана преобразилась. Она написала о своих впечатлениях:
«Привет из Поречья! Приехали мы вчера – как будто на другую планету, так все непривычно. Мы приехали утомленные, у нас подскочило давление. Люди здесь такие добрые. Ночь прошла нормально, утром встали – все хорошо. Кормят здесь на убой».
«Сегодня мы знакомились с начальством. Директор такой хороший – просто чудо! Кормят нас так вкусно! Там, в ПНИ, я ела плохо, там ужасная кухня, а здесь я съедаю все. Сегодня мы гуляли на улице два с половиной часа!»
Светлана Сказнева родилась в 1973 году в городке Лысково Нижегородской области. Сначала жила с бабушкой и дедушкой в деревне, с 15 лет – с родителями в городе. Переболела менингитом. Читать и писать научилась в 11, но в школу не ходила. После смерти матери, жила с теткой. Затем, родственники отправили ее в дом инвалидов. Светлане исполнилось 30 лет.
«Там жили ходячие и лежачие женщины. Но мне было очень страшно, тоскливо и одиноко среди чужих. Каждый выходной я ждала своих родных, но они все не приезжали ко мне, – написала Светлана в автобиографии. – Вот так я и живу в доме инвалидов среди чужих людей».
«Очень хочу, чтобы директорам, возглавляющим ПНИ по всей стране, стало понятно, что уже слишком многим не все равно. Что система ПНИ сгнила и рушится на глазах. Они работают не с олигофренами в вегетативном состоянии, а с людьми, которые созданы для того, чтобы делать каждого из нас чуточку лучше», – написала Анна Федермессер.