В Общественной палате РФ подвели итоги горячей линии по вопросам медико-социальной экспертизы (МСЭ).
С 16 октября 2017 года на горячую линию позвонили более 900 граждан из 77 регионов Российской Федерации. Наибольшее количество жалоб поступило из Москвы, Оренбургской, Московской, Свердловской областей, Краснодарского и Красноярского края и Татарстана.
Чаще всего люди сообщали об отказах в установлении инвалидности или о ее снятии, просили пересмотреть группу инвалидности, а также задавали вопросы, связанные с содержанием и выполнением ИПРА.
«В отдельных случаях решения МСЭ даже комментировать сложно. Например, в одном случае отказали в инвалидности человеку с 10-летним стажем диабета I типа, с почти потерянным зрением и гипертонией 3-й степени. В другом — девочке, также с диабетом I типа, за год до совершеннолетия сняли инвалидность. Мама долго билась и добилась того, что через полгода девочке восстановили инвалидность. Но еще через полгода ей исполнилось 18 лет, и ей опять отказали в инвалидности», — рассказала член Комиссии по социальной политике Екатерина Курбангалеева.
По ее словам, бывает, что Федеральное бюро вызывает к себе на освидетельствование в Москву больного человека из далекого города.
«Естественно, за его счет, причем приехать надо срочно, в течение нескольких дней. Большинство людей, конечно, не могут этого сделать по вполне понятным причинам: не позволяет здоровье, нет денег на дорогу и проживание в Москве в течение нескольких дней, да просто даже билетов может не быть на сегодняшний или завтрашний поезд или самолет в Москву.
В результате решение принимается заочно на основании документов, которые отправляет главный эксперт из региона, на которого, собственно, и жаловался заявитель. Естественно, решение остается без изменений. Но еще ужаснее, когда человек изыскивает возможность приехать в Москву, тратит на эту поездку отложенные сбережения и остаток здоровья, а решение все равно остается прежним», — добавила она.
Екатерина Курбангалеева перечислила также выявленные системные проблемы, такие как необходимость ежегодного переосвидетельствования в случае неизлечимых генетических заболеваний и непоправимых состояний здоровья, игнорирование рекомендаций лечащих врачей при составлении ИПРА, а также отсутствие меж- и внутриведомственного взаимодействия в случае фактического проживания заявителя в регионе, отличном от места постоянной регистрации.
Деятельности МСЭ касались более 70% процентов обращений на горячую линию. Но кроме этого заявители жаловались на работу Фонда социального страхования (ФСС) и Минздрава.
ФСС упрекали в том, что он не предоставляет вовремя и в нужном количестве прописанные в индивидуальной программе реабилитации и абилитации (ИПРА) технические средства реабилитации (ТСР), предметы гигиены и путевки на санаторно-курортное лечение, а Минздрав — в имеющихся сложностях с получением направления на МСЭ и лекарственным обеспечением.
Около половины заявителей уже получили ответы от Федерального бюро МСЭ на свои обращения. Примерно 20% из них удовлетворены решением своего вопроса.
МСЭ устанавливает или подтверждает инвалидность, а также определяет группу и то, какие виды бесплатного лечения или реабилитации положены пациенту. Эта система вызывает много жалоб, в Общественной палате РФ планируют их систематизировать и подготовить рекомендации по совершенствованию МСЭ.