В России готовится полный запрет рекламы смесей для детского питания – соответствующий законопроект уже одобрила в первом чтении Дума. Мы решили выяснить, почему предлагаются такие меры, и что они могут изменить.
Что хотят запретить?
Предлагается запретить распространение информации об адаптивных молочных смесях для детей до года любым способом и в любой форме, включая бесплатные раздачи, распродажи ниже себестоимости, и т.д. Исключением может стать реклама на специализированных выставках и конференциях, в изданиях для медработников.
Кроме этого, реклама продуктов питания для детей первого года жизни должна будет содержать сведения о возрастных ограничениях применения таких продуктов и предупреждение о необходимости консультаций специалистов.
Почему решили подготовить такой закон?
По настоянию врачей, еще в 1981 году был принят Международный свод правил по сбыту заменителей грудного молока. В соответствии с ним, не должна допускаться реклама и другие способы продвижения заменителей грудного молока для детей до 6 месяцев, в ряде стран введен запрет смесей для детей до года. В число государств, поддержавших принятие таких правил, входит и Россия.
Почему врачи поддерживают грудное вскармливание?
По данным медиков, грудное вскармливание снижает уровень заболеваемости детей. Так, в Национальной программе оптимизации вскармливания детей первого года жизни, принятой российском врачебным сообществом в 2009 году, говорится, что грудное вскармливание является незаменимым фактором развития и для здоровых, и для больных детей.
Научно доказана важность грудного молока для создания иммунитета, для предотвращения проявлений генетических нарушений, для формирования здорового ритма сна и для профилактики ряда заболеваний, указано в документе.
На недопустимость рекламы искусственного питания неоднократно указывали и в Минздраве России.
Как обстоят дела сейчас?
Весной 2021 г. в ВОЗ сообщали, что за последние 40 лет распространенность исключительного грудного вскармливания выросла на 50%, его получают около 900 миллионов грудных детей.
«В нашей стране только 40,4 % детей от 6 до 12 месяцев находится на грудном вскармливании. Недостаточное грудное вскармливание или его отсутствие приводит к утрате ориентировочно 10 % от всех лет жизни с поправкой на инвалидность среди детей младше 5 лет», – говорят разработчики законопроекта, ссылаясь на специалистов из НМИЦ здоровья детей Минздрава России.
По словам авторов законопроекта, он не затронет права матерей, вынужденных отказываться от грудного вскармливания по медицинским показаниям, ведь в таком случае смеси им будет рекомендовать врач, для которого сохраняется возможность получать информацию об их качествах и преимуществах.
В свою очередь, в правительстве предлагают особо оговорить такие случаи в тексте законопроекта в ходе его доработки.
Что мешает грудному вскармливанию?
Во Всемирной организации здравоохранения указывают на вредное влияние агрессивного маркетинга заменителей грудного молока, который «препятствует грудному вскармливанию, ставя под угрозу здоровье как детей, так и женщин». Реклама заменителей грудного молока, а также сопутствующие ей маркетинговые активности побуждают матерей выбирать искусственное вскармливание, подтверждают разработчики российского законопроекта.
Другая важная причина – неправильные действия медицинского персонала, из-за которых дети лишаются крайне важной возможности прикладывания к материнской груди в первый час после родов, указывают в структурах ООН. Там напоминают, что «в некоторых странах сразу после рождения детям дают искусственные смеси, подслащенную воду и даже мед, откладывая первый жизненно необходимый контакт ребенка с матерью».
Какие еще меры в ООН считают необходимыми для поддержки грудного вскармливания?
– обеспечить полноценное соблюдение правительствами, работниками здравоохранения и промышленностью Международного свода правил по сбыту заменителей грудного молока, разработанного для защиты матерей от агрессивных методов продвижения продукции производителями детского питания;
– обеспечить работников здравоохранения ресурсами и информацией, необходимыми для эффективной поддержки кормящих грудью матерей, в том числе в рамках таких глобальных инициатив, как Инициатива по созданию в больницах благоприятных условий для грудного вскармливания и выпуск руководящих принципов консультирования по вопросам грудного вскармливания;
– принимать меры к тому, чтобы работодатели предоставляли женщинам необходимое им время и место для кормления грудью, в том числе в рамках оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком и путем продления отпуска по беременности и родам; обустройства помещений для безопасного грудного вскармливания на рабочем месте; обеспечения доступа к приемлемым по цене и качественным услугам по уходу за детьми; и повсеместного начисления пособий на ребенка, а также надлежащей оплаты труда.
Источник: совместное заявление Директора-исполнителя ЮНИСЕФ Хенриетты Фор и Генерального директора ВОЗ д-ра Тедроса Адханома Гебрейесуса в связи с проведением Всемирной недели грудного вскармливания в 2021 г.
Кто против запретов на рекламу детских смесей?
Ранее негативный отзыв на законопроект дали в российской Ассоциации компаний интернет-торговли. Там предположили, что его формулировки могут помешать продавцам размещать в открытом доступе любую информацию о таких товарах, и их продажа станет невозможной. На международном уровне против ограничения рекламы детских смесей выступали США. В 2018 году на сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения под их давлением представители ряда стран отказались от намерения внести резолюцию с поддержкой подобных запретов. В итоге документ был внесен Россией и принят.
Что будет дальше?
Законопроект, разработанный группой сенаторов и депутатов Думы, был внесен в нижнюю палату весной 2019 года, а осенью 2020 года его предложили в обновленной редакции. Теперь проект предложено доработать ко второму чтению – поправки должны быть готовы к 16 февраля 2022 г.