В большинстве подмосковных аэропортов вводятся ограничения, которые осложнят жизнь бездомных и беженцев, использующих аэровокзалы для жилья. Такое решение приняла Московская областная дума.
В частности, в аэропортах будет запрещено «располагаться в целях проживания вне гостиниц на срок более 24 часов при отсутствии билета или бронирования на рейс», а также лежать на полу и на креслах, переодеваться, мыться и стирать одежду в «не предназначенных для этого местах». Для нарушителей предусмотрен штраф в размере от 100 до 500 рублей.
По словам разработчиков проекта решения, оно необходимо для обеспечения безопасности, включая решение «вопроса продолжительного несанкционированного пребывания (фактически – проживания)» в залах аэропортов бездомных и маргинальных элементов, которых законодатели рассматривают как источник инфекции и причину криминализации аэровокзальных комплексов.
«Пока правила распространяются на аэропорты Домодедово, Шереметьево и Жуковский. Они были предложены и Внуково, но пока что окончательного решения от его администрации нет», – рассказал председатель Комитета по вопросам транспортной инфраструктуры, связи и информатизации Московской областной Думы Олег Григорьев.
«Среди тех, кто приходит за помощью в наш «Ангар спасения», живущие в аэропортах бездомные встречаются редко, – говорит руководитель службы помощи бездомным православной службы «Милосердие» Роман Скоросов. – Однако в принципе о таких людях нам известно. Основная проблема здесь связана с нехваткой мест, где бездомные могли бы получить безопасный и предназначенный для них ночлег.
При этом, если на московских вокзалах работает социальный патруль, и бездомным нет нужды там ночевать, их доставляют в центры социальной адаптации – то в области социальный патруль не работает, и изгнанному из здания аэровокзала бездомному придется самому искать какое-то другое убежище».
Введение этих правил – нарушение прав людей, оно даст лишь отрицательный результат, уверена председатель Комитета «Гражданское содействие» (признан в РФ иноагентом) Светлана Ганнушкина (признана в РФ иноагентом). По ее словам, такие действия – попытка «бороться» с проблемой вместо того, чтобы ее решить, ведь вряд ли люди добровольно остаются жить в аэропортах.
Вынужденных жить в аэропортах иностранцев и людей без гражданства, беженцев и тех, кто оказался по разным причинам в чужой для них стране, никто не считал, но приблизительно их число в Московской области можно оценить в несколько десятков, считает эксперт. Такие люди могут находиться в аэропортах годами, куда они пойдут в случае запрета – неизвестно.
Так, один из подопечных правозащитной организации, индиец, прожил в транзитной зоне московского аэропорта семь лет, пока ему наконец не помогли сотрудники Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев.
В качестве другого примера Светлана Ганнушкина привела историю кубинской семьи, из-за утраты документов просрочившей обратный билет и вынужденной провести в России почти год. Четыре месяца супруги жили в аэропорту Шереметьево, за это время у них родилась дочь, из роддома матери с новорожденной пришлось вернуться обратно в здание аэропорта. Найти жилье, а затем и возвратиться на родину кубинцам удалось при помощи неравнодушных людей и общественных организаций.
«Конечно, бездомные разносят инфекцию, – говорит Светлана Ганнушкина. – Они будут еще больше ее разносить, если их будут выгонять на улицу, в общественное пространство, совершенно не занимаясь решением их проблем. Им что, помогли избавиться от этой инфекции, вылечили, вымыли?»
«Даже некоторые мои знакомые спрашивают, почему это бездомным надо помогать на их деньги. Но мы в этом заинтересованы! Мы заинтересованы в том, чтобы рядом с нами жили чистые, сытые люди», – подчеркнула руководитель правозащитной организации.