Группа депутатов от ЛДПР внесла на рассмотрение Госдумы законопроект о введении должностей уполномоченного при президенте России и региональных уполномоченных по правам инвалидов. Документ размещен на сайте нижней палаты парламента.
В числе основных задач федерального уполномоченного в законопроекте упоминаются: защита прав и законных интересов инвалидов; контроль за их соблюдением органами власти всех уровней; содействие развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав и законных интересов инвалидов; взаимодействие с общественными организациями инвалидов, а также участие в формировании и реализации государственной политики в сфере защиты прав и законных интересов инвалидов.
«Законопроектом предусмотрено создание органами государственной власти субъектов Российской Федерации должности уполномоченного по правам инвалидов в субъекте Российской Федерации», – рассказали разработчики.
Ранее этот законопроект уже вносился в Госдуму депутатами от ЛДПР и КПРФ. В феврале 2016 г. профильный комитет по труду, соцполитике и делам ветеранов дал на него отрицательное заключение, объяснив это тем, что защитой прав инвалидов уже занимаются другие федеральные уполномоченные и комиссия по делам инвалидов при президенте.
Поводом для нового внесения законопроекта стал не скандал, вызванный некорректными высказываниями вице-спикера от ЛДПР Игоря Лебедева в адрес детей-инвалидов, рассказал РБК один из его инициаторов Ярослав Нилов. По его словам, причиной здесь стала поддержка руководством Госдумы инициативы депутата от КПРФ Олега Смолина о создании совета по делам инвалидов при ее спикере.
Это дает основания надеяться, что будет поддержан и данный законопроект, поскольку сейчас «другое руководство Думы и другое руководство администрации президента», пояснил депутат от ЛДПР.
«Хотя в последнее время законодательство вроде повернулось лицом к людям с инвалидностью, дела обстоят очень и очень сложно, в том числе потому, что далеко не все люди с инвалидностью по разным причинам могут защитить свои права», – заявил корреспондентам sobesednik.ru Олег Смолин, комментируя инициативу депутатов от ЛДПР. – В России крайне сложное законодательство, нормальному человеку, не юристу в нём трудно разобраться. Нанимать юристов у людей с инвалидностью, как правило, нет возможностей».
По словам Смолина, физические и ментальные нарушения создают существенные препятствия для защиты инвалидами своих прав, и институт уполномоченного мог бы оказывать им необходимую поддержку.
«Если уж появился уполномоченный по правам бизнесменов, то существует гораздо больше оснований для того, чтобы появился уполномоченный по правам инвалидов. Мне кажется, этот законопроект справедлив», – подчеркнул депутат.
«Конечно, очень хорошо, что к этой инициативе вернулись, – рассказала порталу Милосердие.ru член Попечительского совета при Правительстве РФ Елена Клочко. – В свое время общественность прилагала немало усилий, чтобы добиться введения должности уполномоченного по защите прав инвалидов. Есть надежда, что в этот раз работа над принятием законопроекта будет успешной.
Основанием для его отклонения при прошлом рассмотрении называли то, что уполномоченный по защите прав инвалидов будет дублировать функции других омбудсменов – по правам человека, по правам ребенка, комиссии по делам инвалидов при президенте.
Но практика показала, что это не так. У уполномоченного по правам ребенка есть множество других профильных задач, в первую очередь – связанных с защитой прав сирот, и других. Уполномоченный по правам человека полностью загружен работой по основным направлениям своей деятельности, где требуется оперативная реакция. Комиссия по делам инвалидов, как следует из названия – комиссионный орган, не работающий постоянно, а здесь нужна именно непрерывная, системная работа.
Если мы говорим о работе крупнейших общественных организаций инвалидов, то должны учитывать, что они представляют свои целевые группы (ВОГ, ВОС), а Всероссийское общество инвалидов – преимущественно взрослых инвалидов с сохранным интеллектом. А ведь поддержка человека с инвалидностью начинается в детстве, и может продолжаться всю жизнь!
Далее: растет понимание того, что решение проблем инвалидов – не прерогатива одного ведомства, Минтруда. Нет, это относится и к Минобразования, и к Минздраву, и к другим федеральным структурам. Сейчас комплексный подход в этой области есть у общественников – и они видят, что законы, ведомственные акты, решения, которые принимаются в интересах инвалидов – не образуют общую систему, не увязаны между собой.
Нужен аппарат, который сможет на уровне государства видеть целиком всю сферу, связанную с правами и интересами инвалидов.
Конечно, к уполномоченному будут обращаться по частным, конкретным случаям, когда инвалидам будет необходима та или иная правовая помощь – потому, что имеющиеся сейчас механизмы защиты прав не всегда эффективны в этой специфической области. Но в принципе это не должно быть, по крайней мере, основной функцией уполномоченного.
Мне приходилось разговаривать с уполномоченным по правам инвалидов в Берлине. Там подобные должности существуют во всех федеральных землях, причем берлинский уполномоченный не руководит остальными, а координирует их деятельность (хотя у нас, в силу наших условий, более эффективна, на мой взгляд, как раз административная вертикаль, из центра – в регионы).
Так вот, он сказал такую вещь: я не занимаюсь отдельными жалобами отдельных людей – для этого у нас есть суд.
Чем занимается уполномоченный по правам инвалидов в Берлине? Разработкой и лоббированием законодательных инициатив. Его задача – понимать, что происходит в области защиты и реализации прав инвалидов в их реальной повседневной жизни, осуществлять обратную связь с инвалидами и их сообществами, доносить их потребности до законодателей, до лиц, принимающих решения.
О том же принципе работы говорили и уполномоченные по защите прав инвалидов во Франции. Да, они получают жалобы по конкретным случаям нарушения их прав – но не занимаются этими случаями, а направляют документы в соответствующие инстанции, в прокуратуру, в суды – со своей оценкой ситуации, конечно.
Конечно, в России к федеральному уполномоченному и к его коллегам в регионах пойдет поток жалоб, которые сейчас идут в самые разные инстанции, в Минтруд, в Общественную палату, еще куда-то. Там будет говориться об основных общих бедах инвалидов, которые разнообразны и многочисленны.
Отказ принимать детей-инвалидов в школу из-за отсутствия необходимых специальных условий. Аутистам вместо аутизма диагностируют шизофрению, а тех взрослых, у кого установлен аутизм – ждет призыв в армию. Обеспечение лекарствами. Жалобы на работу МСЭ. Жалобы на обеспечение ТСР. Отсутствие занятости для взрослых и нарушения в ПНИ. Проблемы с доступной средой, которыми достаточно активно занимается сейчас ОНФ, но это совершенно не означает, что ими не должен будет заниматься уполномоченный по защите прав инвалидов. И многое, многое другое.
Если должность федерального уполномоченного по защите прав инвалидов будет введена, то ее должен занимать человек, досконально разбирающийся в этой тематике. Он должен представлять себе технологию законотворчества, механизмы взаимодействия профильных ведомств, функционирование всего комплекса законов и правил, которые имеют отношение к людям с инвалидностью в России – и уметь показать ведомствам, где и почему установленные ими нормы мешают нормальной жизни людей.
Он должен будет понимать весь спектр проблем инвалидов, и взаимосвязь этих проблем между собой.
Важное направление работы – формирование общественного мнения. Мы видим, какой резонанс вызвали слова вице-спикера Лебедева. Теперь, если этот законопроект, в число инициаторов которого он входит, удастся провести – это точно искупит все его прегрешения перед детьми-инвалидами и их родителями! Но было и другое: высказывание женщины-социолога, заявившей о маргинальности семей с детьми-инвалидами – и уже не в частной переписке в сети, а в эфире федерального канала.
Такие случаи обязательно должны получать оценку на самом высоком уровне, иначе все зрители страны будут находиться под влиянием таких заявлений, что, по нашему мнению, отбросило бы нас на несколько лет назад с точки зрения толерантности общества, если бы не активность самих родителей в петициях, флешмобах и тд.
Необходимо последовательно и настойчиво объяснять обществу, что инвалиды, дети-инвалиды, родители инвалидов имеют точно такие же права, как любой гражданин страны – право на образование, в том числе инклюзивное, право жить достойно и в обществе, и быть счастливыми.