Совет Федерации (сенаторы Людмила Бокова, Галина Карелова и депутат Госдумы Рафаэль Марданшин) внесли в нижнюю палату парламента законопроект о мерах поддержки социального предпринимательства. До сих пор работа и само понятие социального предпринимательства в России законодательно не урегулированы — документ призван это исправить.
«Социальное предпринимательство — особый вид предпринимательской
деятельности, направленной на решение или смягчение социальных проблем.
Социальные предприниматели обеспечивают трудоустройством социально-
незащищенные группы населения, оказывают социальные сервисы,
необходимые для отдельных групп населения или отдельных территорий,
обеспечивают производство продукции, в том числе направленной на
решение экологических проблем территорий и т.п.», — пишут в пояснительной записке авторы законопроекта. В зависимости от имеющихся социальных проблем конкретных территорий, к социальному
предпринимательству могут относиться субъекты малого и среднего
предпринимательства, осуществляющие различные виды экономической
деятельности.
Предлагается внести изменения в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Авторы документа предлагают наделить органы власти субъектов Российской Федерации правом утверждать перечни видов социально ориентированной предпринимательской деятельности и вводить специальные меры государственной поддержки. В качестве мер государственной поддержки социального предпринимательства проект устанавливает создание специальных объектов инфраструктуры поддержки соцпредпринимательства, оказание финансовой, имущественной, информационной, консультационной помощи, а также помощи в подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников.
Авторы законопроекта указывают, что субсидии на поддержку социального предпринимательства практически не запрашиваются субъектами РФ, что прежде всего связано с отсутствием законодательно установленного определения социального предпринимательства и, как следствие, нормативно-правового регулирования этого вида предпринимательской деятельности и системы государственной поддержки на региональном уровне. Существующие меры поддержки малого и среднего предпринимательства рассчитаны на обычный бизнес и не подходят для социального, который по определению не дает больших прибылей.