Разработанный Министерством здравоохранения законопроект «О донорстве органов, частей органов человека и их трансплантации» может быть внесён в Госдуму до конца этого года. О том, что содержится в законопроекте, и к каким результатам может привести его принятие, рассказали участники пресс-конференции в Москве.
По словам зампреда комитета СФ по социальной политике Людмилы Козловой, новый законопроект должен способствовать решению этических и правовых проблем, связанных с донорством.
«В этом вопросе мы сталкиваемся с рядом этико-правовых проблем: констатация смерти, изъятие органов или тканей, их распределение, коммерциализация трансплантологии.
В документе учтены этико-правовые моменты, введены понятия доноров, реципиентов, отмечено прижизненное и посмертное донорство, выделены условия донорства несовершеннолетних», – сообщила она.
Также, по словам Людмилы Козловой, система координации в сфере донорства будет перенесена с регионального уровня на федеральный.
Подготовка документа заняла около трех лет, при чем инициатива обсуждалась на различных площадках с привлечением общественности, а в состав экспертной группы входили представители профессионального сообщества – рассказала представитель СФ.
По словам первого заместителя главы думского комитета по охране здоровья Федота Тумусова, обсуждение нового законопроекта следовало бы провести и в Общественной палате России.
«Сегодня законодательство о трансплантации органов не отвечает требованиям сегодняшнего дня. Сегодня медицина развивается серьёзными темпами. Благодаря прогрессу можно спасать множество жизней, в частности, путём трансплантации. Однако закон на данный момент не регулирует многие вопросы, в том числе прижизненного согласия», – отметил депутат.
Медицинское сообщество в целом приветствует новый законопроект о донорстве, однако, в результате его принятия поступление донорских органов может сократиться – рассказал «Парламентской газете» заведующий научным отделением трансплантации почки и поджелудочной железы НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифософского Алексей Пинчук.
По его словам, законопроект требует от врачей в течение двух часов после констатации смерти получить согласие родственников умершего, не зафиксировавшего при жизни своего решения в специальном реестре волеизъявлений, на изъятие органов для трансплантации.
«Учитывая тот факт, что у нас самый жёсткий в Европе протокол констатации смерти головного мозга (что занимает до шести часов), не каждого донора можно будет сохранить в течение такого длительного периода времени. Таким образом, с принятием закона число потенциальных доноров может сократиться», – пояснил врач.
В настоящее время в России из-за недостатка донорских органов проводится в 10 раз меньше трансплантаций, чем необходимо, рассказал Алексей Пинчук. «Я не думаю, что регистр кардинально изменит ситуацию. Однако он позволит врачам работать в отрегулированных, этичных рамках. В целом же медицинское сообщество приветствует документ», – пояснил он.
По словам Людмилы Козловой, сейчас законопроект «О донорстве органов, частей органов человека и их трансплантации» внесен в правительство и находится на согласовании в главном правовом управлении.
«Сейчас всё зависит от того, насколько быстро законопроект пройдёт согласование. Но те, кто представлял законопроект, говорят о том, что он будет внесён в Госдуму в ближайшее время, в течение этого года», – пояснила она.
«Предыдущая версия закона регулировала только процедуру самой трансплантации и лишь частично затрагивала положения о донорстве органов. В законопроекте прописан механизм трансплантационной координации, это позволит наладить взаимодействие лечебных учреждений», – рассказал ранее порталу Милосердие.ru главный трансплантолог Минздрава России, руководитель ФНЦ трансплантологии и искусственных органов им. академика Шумакова Сергей Готье
«Этот законопроект вызывает много критики со всех сторон, но в нем нет ничего ужасного. Главная проблема закона – тяжеловесность. Основное отличие – закон обязывает медиков уведомлять родственников умершего о его смерти до того, как врачи приступят к изъятию органов», – сообщил хирург-трансплантолог, профессор Михаил Каабак.
Ранее в ряде СМИ ошибочно сообщалось, что законопроект Минздрава «разрешает детское донорство». В действительности законодательных препятствий для использования детских органов в настоящее время нет. Однако, врачи не берут на себя ответственность обращаться с просьбой о согласии на изъятие органов к родителям умерших детей. В версии законопроекта, размещенной на сайте Минздрава в 2014 году, медикам предписывается испрашивать такое согласие в случае смерти ребенка.
В Государственной думе находятся на рассмотрении еще два документа, предлагающие нововведения в области правового регулирования трансплантации органов.
Один из них, подготовленный сенатором Антоном Беляковым, внесен на рассмотрение в 2014 году. В нем предлагается ввести в законодательство презумпцию испрошенного согласия на посмертное донорство – изъятие органов не допускается, если врачи поставлены в известность о том, что при жизни человек заявлял о несогласии на изъятие органов, либо о том, что против этого возражают его близкие родственники или законные представители.
При этом при жизни гражданин различными способами может заявить о своем согласии на донорство, зафиксировав его в личных документах и в электронной базе доноров.
Второй законопроект подготовили депутаты Госдумы Сергей Фургал, Ярослав Нилов и Владимир Сысоев. В нем предлагается обязать учреждения здравоохранения информировать близких умершего о намерении изъятия органов в течение 12 часов с момента смерти. Если сведений о несогласии родственников или о прижизненном несогласии умершего получено не будет, врачи обязаны сообщить родственникам о факте изъятия органов в течение трех суток.
В конце июля правительство дало на этот законопроект отрицательный отзыв, мотивируя его действующей сейчас презумпцией согласия на посмертное донорство.
6 октября оба законопроекта были переданы в профильный комитет Госдумы по охране здоровья. Дата рассмотрения вопроса об их передаче в Совет Госдумы не определена.
Сергей Готье: «Я всегда выступал против коммерческой трансплантации»
Сергей Готье: «Законодательных препятствий к трансплантации сердца детям нет»