Второе чтение законопроекта «Об ответственном обращении с животными» переносится на осеннюю сессию, сообщил первый вице-спикер Госдумы Иван Мельников. Обсуждение, ранее назначенное на 12 июля, откладывается по просьбе правительства, так как в документе есть нерешенные вопросы, объяснил парламентарий.
Контактные зоопарки: насилие над животными, или «социальный проект»?
В законопроекте сформулированы требования к содержанию и использованию животных, в том числе в культурно-зрелищных целях. Например, там говорится: «Осуществление деятельности, предусматривающей использование животных в культурно-зрелищных целях, основной целью которой является предоставление зрителям (посетителям) физического контакта с животными, не допускается». Это означает запрет контактных зоопарков.
В случае, если физический контакт людей с животными происходит во время какого-то мероприятия, организаторы должны обеспечить «недоступные для людей зоны», где животные при желании смогут прятаться. Кроме того, законопроект запрещает применять препараты, причиняющие вред здоровью животных, «в целях повышения эффективности их использования в культурно-зрелищных целях».
«Контактные зоопарки осуществляют насилие и негуманное обращение с животными, предоставляя коммерческую услугу посетителю зоопарка, гарантирующую физический контакт с животным, при этом владельцы контактных зоопарков не дают животным возможности избежать этого контакта», – заявил ранее зампред комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Панов.
«Минимальные пространства, в которых находятся звери, отсутствие моциона, бетонный или линолеумный пол, духота, яркий искусственный свет, сильный шум от потока посетителей в течение всего дня работы заведения заставляют животных пребывать в постоянном стрессе, также такие условия содержания очень часто приводят к преждевременной гибели животных», – добавил он.
Владельцы контактных зоопарков, в свою очередь, просят «не рубить с плеча» и не запрещать их деятельность полностью. «Это не те звери, которых отловили в лесу и привезли к людям. Это уже третье поколение, которое живет бок о бок с человеком. Они даже за еду не умеют бороться, – сказала директор новосибирского контактного зоопарка «Трогай, гладь, корми!» Яна Смолева. – О какой жизни этих животных вне контактного зоопарка может идти речь? Плюс мы прививаем бережное отношение к природе, учим тому, что нельзя малышей обижать.
Контактный зоопарк – это ведь еще и социальный проект. К нам заходят и те, кто хочет, например, завести енота. Мы консультируем, объясняем, что владельцам придется попрощаться со своей квартирой, потому что зверек ее разнесет. Это любопытное животное, которое действительно любит все купать. Мои еноты, как только подросли и вылезли из корзинки, в первую же ночь искупали ноутбук. Мы делимся таким опытом с посетителями, чтобы не было потом печальных историй».
Яна Смолева согласна с тем, что ограничения на законодательном уровне нужны. Например, в законе можно прописать размеры вольеров, чтобы зверька не держали в «клетушке метр на метр». Кроме того, можно предписать владельцам зоопарков устраивать «переменки» для питомцев, чтобы они не уставали: допустим, животное 45 минут «работает», а затем 15 минут отдыхает.
Правила содержания животных, приюты и инспекторы
В законопроекте сформулированы также общие для всех владельцев нормы содержания животных. Они предусматривают обеспечение надлежащего ухода, своевременной ветеринарной помощи, предотвращение «нежелательного потомства» и т.п. Отказ от ухода за животным без передачи его в приют или другому владельцу рассматривается как один из вариантов жестокого обращения.
Особое внимание в тексте документа уделяется приютам для животных. Они будут открыты не только для государственного надзора, но и для общественного контроля. Причем, осуществлять такой контроль смогут не только НКО, но и отдельные добровольцы.
Гражданин, желающий безвозмездно выполнять обязанности общественного инспектора, может получить соответствующее удостоверение и действовать.
В результате он получит право фиксировать правонарушения в области обращения с животными с помощью фото- и видеоcъемки, собирать вещественные доказательства, просвещать население, готовить по результатам своего контроля документы и направлять в органы государственной власти и местного самоуправления. Владельцы приютов для животных, в свою очередь, обязаны пускать общественных инспекторов на свою территорию.
«Меняется порядок обращения с безнадзорными животными. Это очень существенная часть закона, – рассказал Владимир Панов. – На сегодняшний день только в четырех регионах нашей страны применяются так называемая программа по ОСВВ: это отлов, стерилизация, вакцинация и возврат животного в прежнее место. С принятием данного закона эта программа будет в обязательном порядке применяться на территории всей страны».
Что мешает принятию законопроекта
Наибольшую полемику вызвали статьи законопроекта, связанные с организацией охоты. По мнению зоозащитников, принятию документа мешает именно «охотничье лобби». На препятствие в виде лоббистов ссылалась даже председатель комитета по экологии Ольга Тимофеева, объясняя трудности с принятием документа.
«В законопроекте есть жесткие нормы, которые блокируют различные лобби», – сказала она.
«Ведомости» называют в числе противников документа губернаторов Свердловской и Астраханской областей Евгения Куйвашева и Александра Жилкина.
Другая причина затягивания с принятием законопроекта связана с отсутствием механизма регистрации животных. «Зоозащитники нам говорят, что каждое животное должно быть идентифицировано, – сказала Ольга Тимофеева. – Оказалось, что в законе о ветеринарии 2,5 года назад была прописана норма – учет и идентификация. То есть по факту, сегодня все животные страны уже находятся в реестре. Но мы с вами видим, что норма не работает, нет ни одного подзаконного акта. Сегодня принимать новый закон, который в основном тоже держится на так называемом учете и идентификации, при том, что не работает предыдущий, нет смысла».
В московском метро собирают деньги на несуществующий приют для животных