Президент России Владимир Путин подписал законопроект, отменяющий введенные летом 2016 года усиленные меры ответственности за побои (ст.116 УК РФ) для близких родственников, опекунов или сожителей. Документ вступил в силу со дня размещения на официальном интернет-портале правовой информации.
Теперь лица, причинившие своим близким физическую боль, но не нанесшие при этом вреда их здоровью, могут быть наказаны так же, как и другие, признанные виновными по этой статье – штрафом от 5 до 30 тысяч рублей, арестом до 15 суток, или обязательными работами.
При совершении тех же действий более одного раза наступает уголовная ответственность в том же размере, что и до нововведений – штраф до 40 тысяч рублей, исправительные работы на срок до 6 месяцев, арест на срок до 3 месяцев, или обязательные работы.
Ранее в разряд административного правонарушения было переведено нанесение побоев без усиливающих вину обстоятельств, к которым относятся хулиганские или экстремистские побуждения. Однако, при декриминализации побоев из них было выделено их нанесение родственникам, и переведено в более тяжелую категорию, что привело к усилению наказания.
Такая ситуация вызвала протесты ряда общественных организаций и активистов, заявивших об антисемейном характере нововведений, и возможности их использования для преследования родителей, применяющих физические наказания к детям. Их представители вместе с сенатором Еленой Мизулиной разработали и внесли в Думу подписанный теперь президентом законопроект об отмене усиления ответственности за побои для родственников.
По сообщениям ряда СМИ и должностных лиц, одно из уголовных дел по обвинению в семейном насилии по измененной 216 статье возбуждено в отношении Михаила Деля – приемного отца из Зеленограда, которого подозревают в нанесении побоев детям, отобранным из семьи после обнаружения у одного из них телесных повреждений. По словам главы московского департамента соцзащиты Владимира Петросяна, все дети сообщили, что отец их бил. Приемные родители отвергают эти обвинения.
Между тем, представители фракции КПРФ в Госдуме, не поддержавшей законопроект Елены Мизулиной, ранее заявили, что формально состав преступления в действиях родителей, совершивших так называемые «шлепки», предусматривался и в советское время, и по УК РФ от 1996 года. Однако раньше уголовные дела за физическое наказание детей не возбуждались, поскольку это действие признавалось малозначащим.
По их словам, случаи уголовного преследования родителей начались не с принятия закона о «декриминализации побоев» летом 2016 года, а «примерно 2-3 года назад, под воздействием либеральных веяний с Запада о том, что в детском воспитании не допустимо никакое насилие». Во фракции КПРФ в Госдуме заявляли о намерении внести ко второму чтению поправки, сохраняющие уголовную ответственность за совершенные в первый раз побои в семье.
Другие критики законопроекта считают, что он может не затруднить, а облегчить отбирание детей из семей, где к ним применяются телесные наказания. Дело в том, что обвинение в побоях по уголовной статье предполагает расследование, сбор доказательств и соблюдение различных юридических процедур.
В случае же, если эти действия отнесены к административным правонарушениям, оформить протокол о нанесении «побоев» наказанному ребенку будет намного легче, и это станет свидетельством «жестокого обращения» и совершения родителями или опекунами правонарушений в отношении детей, указывают они.
Ранее о необходимости пересмотра закона о декриминализации побоев, усилившего уголовную ответственность за этот вид преступления для близких родственников, и освободивший от нее посторонних людей, упомянул во время ежегодной пресс-конференции в декабре 2016 г. президент РФ Владимир Путин.
«Детей-то лучше не шлепать. И не ссылаться при этом на какие-то традиции. Ни родителям, ни соседям. Существует много других способов воспитания. Но, конечно, сходить с ума не стоит, это семью разрушает. В ювенальной юстиции есть жуткие перекосы.
Я думал, что эту проблему решили, мне докладывали о внесении соответствующих поправок. Если нет, давайте вернемся к этому вопросу, надеюсь, мы его решим. Бесцеремонное вмешательство социальных служб в семью и в отношения детей с родителями недопустимо», – заявил президент, отвечая на вопрос журналистки РИА «Иван Чай», заявившей о протестах родительской общественности и сборе подписей против нововведений.
Летом и осенью 2016 года активисты общественных организаций провели в разных регионах страны ряд митингов и пикетов, протестуя против нового закона. В октябре они передали в Госдуму подписные листы, содержащие, по их словам, более 170 тысяч подписей, собранных за отмену нововведений.
В ноябре 2016 года о необходимости пересмотра закона заявили представители фракции «Единой России» в Госдуме, ссылаясь на многочисленные обращения, полученные по этому вопросу во время предвыборной кампании. Тогда же сообщалось о создании рабочей группы, которая должна была обсудить возможные изменения.