В Госдуме приняли в первом чтении законопроект о контроле за деятельностью иностранных агентов. В процессе его подготовки он вызвал немало споров и возражений, теперь правозащитники надеются на его доработку ко второму чтению.
«Наш закон об иноагентах прозрачен, вводит единый реестр вместо четырех, дает возможность выхода из него, теперь не требуется маркировать посты личного содержания, можно встать в реестр добровольно, избежав штрафа. Уголовное наказание возможно только в случае, если многократно и грубо нарушены правила маркировки, игнорируются требования закона. А так – регистрируйся, маркируйся и работай», – заявила депутат Думы Мария Бутина.
«Единственное и бескомпромиссное «нет» – иноагенты не могут заниматься просвещением наших детей», – отметила она.
Накануне правительство в своем отзыве поддержало законопроект при условии внесения в него ко второму чтению ряда изменений. Так, указывается, что проект не определяет, распространение какой именно информации может повлечь присвоение статуса иноагента, из-за этого под нормы закона могут попасть «лица дружественных государств». Также предлагается не заносить лиц, аффилированных с иностранными агентами, в один с ними реестр, а создать для них отдельный. Нужно определить, какие именно данные должны передаваться в Минюст и другие инстанции в соответствии с требованиями закона – если эти данные получены в ходе оперативных мероприятий, то их может получить лишь ограниченный круг ведомств, отмечают в кабмине.
Проект закона об иноагентах содержит полезные нормы, но к нему есть ряд вопросов, считает ответственный секретарь президентского совета по правам человека (СПЧ) Александр Точенов.
«…Каким образом лицо определяется находящимся под иностранным влиянием, вызывает вопросы. Кто и как будет это определять, что то или иное действие было совершено под влиянием?» – подчеркнул он.
«Думаю, что в совете ко второму чтению законопроекта будут выработаны свои предложения и замечания», – заявил эксперт.
Ранее в СПЧ неоднократно заявляли о чрезмерно широких определениях в законопроекте, позволяющих присвоить статус иноагента фактически кому угодно. Проект нуждается в доработке, уверены правозащитники.