В Думе намерены предложить правительству доработать законопроект о распределенной опеке, позволяющий назначать недееспособным несколько опекунов, включая некоммерческие и религиозные организации. Такая договоренность была достигнута 26 января на заседании в комитете по вопросам семьи, женщин и детей, при участии представителей аппарата президента, Минтруда, Минюста и профильных НКО.
Темой обсуждения стала недопустимость принятия законопроекта в нынешнем виде – внесенные ко второму чтению поправки лишают его смысла, уверены в родительском и экспертом сообществе.
«Общественные организации единогласно выступили против принятия законопроекта, подготовленному ко второму чтению с учетом замечаний ГПУ (Государственно-правового управления президента РФ – прим.) и поправок правительства.
Законопроект в такой редакции не отвечает запросу общества – он не позволяет развиваться уже существующим прогрессивным формам жизнеустройства людей, например, сопровождаемому и ассистируемому проживанию», – рассказала Милосердию.ru руководитель проекта ОНФ «Регион заботы» Анастасия Жданова.
По ее словам, на совещании также было предложено раздробить закон на несколько частей, чтобы принятие тех, к которым есть претензии общественников, можно было бы отложить, а другие, где все согласовано (например, закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании), принять. Однако родительское сообщество и общественные организации не готовы поддержать это предложение. «Такой подход нарушит всю концепцию закона и ключевые положения, которые мы хотим внести в закон об опеке и попечительстве», – пояснила руководитель проекта.
«На заседании представителями ГПУ была озвучена необходимость установить требования к организациям-опекунам, гарантирующие безопасность подопечных, – рассказала Анастасия Жданова. – Пока не ясно, какие требования это должны быть.
Мы считаем, что требования к НКО-опекунам должны ограничиваться включением их в ассоциацию профессиональных участников в этой сфере, страхованием ответственности НКО-опекуна. НКО-опекун не обязан или не всегда обязан обеспечивать подопечного жильем, содержать его. Многие подопечные имеют свое жилье и доход, они не нуждаются в предоставлении жилья опекуном (попечителем). Тем более – жилья в интернате.
Но ГПУ, Исследовательский центр частного права, уже неоднократно говорили о том, что у НКО не просто должно быть жилье, оно должно быть приспособлено к проживанию и оборудовано таким образом, чтобы иметь возможность даже оказывать медицинские услуги подопечному. Конечно, это существенно затруднит в дальнейшем и в большинстве случаев даже сделает невозможным для НКО оформление опекунства».
«На встрече достигнута договоренность о том, что Госдума подготовит обращение в правительство с предложением пересмотреть поправки в законопроект с учетом запросов, поступающих от родительских и общественных организаций», – сообщила представитель ОНФ.
Такая договоренность позволяет отнестись к ситуации с оптимизмом, говорит председатель Совета ВОРДИ Елена Клочко. Она напомнила, что активисты этой организации направили ряд обращений к депутатам в регионах и в профильный комитет с просьбой не принимать законопроект с внесенными в него искажающими поправками.
«Закон о распределенной опеке – итог многолетних усилий и надежда для огромного сообщества родителей детей и взрослых с инвалидностью. Он должен решить важнейшие для нас проблемы. В таком виде законопроект их не решает, и поэтому нам не нужен», – пояснила Елена Клочко.
«Благодарю региональные отделения ВОРДИ, направившие обращения депутатам Государственной Думы и надеюсь, что это новый этап развития активности и консолидации родительского сообщества в борьбе за достойное будущее детей с инвалидностью» – подчеркнула руководитель родительской организации.
«Семьи, в которых живут граждане с ментальными расстройствами, общественные организации возлагают на этот законопроект большие надежды, ожидая, что он создаст правовые основы для развития новых форм жизнеустройства людей с психическими расстройствами – альтернативной интернатам, а также создаст дополнительные механизмы защиты их прав», – отметили в проекте «Регион заботы».
Там напомнили, что первоначальная редакция законопроекта содержала новеллы, которые позволяли качественно изменить жизнь людей с ментальными расстройствами, особенно самых незащищенных из них – тех, кто живет в интернатах. В 2016 году законопроект в первом чтении единогласно поддержали все депутаты, присутствовавшие на заседании Думы.
«При подготовке законопроекта ко второму редакцию поступили поправки от Правительства, Государственно-правовое управление Аппарата Президента России. С учетом этих поправок из законопроекта были исключены очень важные новеллы, без которых невозможно решение наболевших проблем в жизнеустройстве и обеспечении прав лиц с психическими расстройствами. Например, исключена возможность назначить подопечному, проживающему в интернате, «внешнего» опекуна (вместо администрации интерната). Также исключены нормы, позволяющие назначить человеку с ментальными расстройствами опекуна или попечителя-организацию и при этом оставить его жить дома», – рассказали в «Регионе заботы».