Закон о распределенной опеке, позволяющий назначать недееспособным несколько опекунов, включая НКО, пока не принят. Дискуссии по этому вопросу продолжаются, заявила зампред думского комитета по развитию гражданского общества, делам некоммерческих и религиозных объединений Ольга Занко, отвечая на вопросы пользователей онлайн-платформы «Открытие НКО». Она попросила отправлять идеи и предложения по этому вопросу на почту, указанную в сообщении.
Этот закон совершенно необходим, в том числе и потому, что его отсутствие сдерживает развитие института сопровождаемого проживания, – заявила «Милосердию.ru» председатель Совета Всероссийской организации родителей детей-инвалидов (ВОРДИ) Елена Клочко.
«Кроме того, он устраняет несправедливую ситуацию, когда взрослый инвалид, попав в учреждение, теряет опекуна-родителя, и опекуном становится интернат. В результате родитель, вырастивший его, уже не может участвовать в решении его жизненных проблем, не может забрать его в отпуск, и т.д. Очень важна возможность наделения правами опекуна НКО. Ведь многие из НКО уже начали проекты сопровождаемого проживания. Возникает вопрос: кто в этом случае будет опекуном для недееспособных?», – поясняет эксперт.
По ее словам, то, что опекунство над взрослыми осуществляется безвозмездно, не стимулирует создание института профессиональных опекунов. В проекте закона о распределенной опеке впрямую не говорится о вознаграждении для опекунов взрослых – но закон открывает дорогу к его внедрению.
«Родители детей-инвалидов и недееспособных взрослых очень ждут этого закона. Борьба за него продолжается много лет, было составлено множество обращений, дано множество поручений, включая президентские. Насколько мне известно, законопроект продолжает находиться в перечне поручений президента России», – подчеркнула председатель Совета ВОРДИ.
«Родители детей-инвалидов и взрослых недееспособных инвалидов из разных городов и регионов России, представители социально ориентированных НКО, Русской православной Церкви – крайне обеспокоены судьбой законопроекта «о распределенной опеке». Он отражает надежды общества на то, чтобы жизнь людей с инвалидностью и их семей существенно улучшилась. Принятие закона позволит многим взрослым людям с ментальными нарушениями не попасть в интернат и остаться жить дома, а тем, кто все же попал, сделать жизнь там значительно более сносной», – заявил «Милосердию.ru» член правления, руководитель правовой группы РБОО «Центр лечебной педагогики» Роман Дименштейн.
Он напомнил, что закон находится в Госдуме с 2015 года, в 2016 году его приняли в первом чтении. После этого в него пытались внести поправки, уничтожающие саму суть распределенной опеки, это вызвало возмущение и протесты со стороны родителей инвалидов, профильных экспертов и НКО.
Как пытались принять закон о распределенной опеке
Законопроект № 879343-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения гарантий реализации прав и свобод недееспособных и не полностью дееспособных граждан» был единогласно принят в первом чтении 07.06.2016 г. и с тех пор пытается «пробиться» ко 2 чтению.
Необходимость введения изменений, подготовленных законопроектом, поддержана Советом по вопросам попечительства в социальной сфере при правительстве РФ, а также двумя Советами при президенте РФ: по взаимодействию с религиозными организациями (2017); по развитию гражданского общества и правам человека (2018, 2019). Механизмы распределенной опеки в законопроекте с самого начала поддерживала Церковь (ее представитель входил в рабочую группу) и лично Патриарх Кирилл.
К маю 2019 года правительство подготовило проект Поправок ко 2 чтению, который устраивал все министерства, ведомства, общество и Церковь. Именно этот вариант законопроекта имел в виду член Совета по попечительству при Правительстве РФ Егор Бероев в обращении к Президенту на Прямой линии 20.06.2019.
После поручения Президента (п. 1а) по итогам Прямой линии все ждали скорейшего принятия законопроекта. Однако на рассмотрении в Думе оказался совсем другой законопроект: из него была изъята самая суть – распределенная опека.
О том, что получившийся вариант поправок не решит коренных проблем, сразу сообщили представители целевых групп и экспертное сообщество – Всероссийская организация родителей детей-инвалидов (ВОРДИ), члены Совета по попечительству при Правительстве РФ и Совета по правам человека при Президенте РФ, представители помогающих организаций, Церкви, юридические и общественные эксперты. Из законопроекта был полностью удален правовой фундамент для поддержки жизни человека дома и на сопровождаемом проживании.
Законопроект в таком виде не решает задачи стационарозамещения и не имеет смысла для тех, кто не хочет оказаться в интернате; он не сможет улучшить жизнь и тех, кто попал в интернат и не имеет близких за его пределами, уверен Роман Дименштейн.
«Наиболее простой способ вернуть в законопроект смысл, ради которого он создавался, – принять вариант поправок правительства от весны 2019 г. К сожалению, предыдущий состав Думы так и не сдвинул ситуацию с этим важнейшим для миллионов инвалидов и их близких законопроектом. Новый, VIII созыв Госдумы ни в осеннюю сессию 2021 г., ни в весеннюю сессию 2022 г. к работе над этим законопроектом пока не приступил», – подчеркивает эксперт.