В Госдуме намерены рассмотреть во втором чтении разработанный по президентскому поручению законопроект об оперативной передаче данных о мобильных устройствах пропавших людей тем, кто ведет розыск. Изменения, внесенные в законопроект ко второму чтению, не позволят эффективно его использовать для поиска пропавших людей, заявили в поисково-спасательном отряде «ЛизаАлерт».
«Законопроект предлагает наделять органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, правом получать сведения о месте нахождения пользовательского оборудования пропавших без вести людей сразу с момента поступления заявления о пропаже человека без получения судебного решения», – рассказал ранее глава комитета Госдумы по информационной политике Александр Хинштейн.
При этом орган, ведущий розыск, получив заявление о пропаже человека, должен в течение 24 часов обратиться в суд за получением необходимой санкции, и в течении 48 часов получить ее, либо прекратить розыск. Поиск по данным мобильной связи детей и недееспособных взрослых будет начинаться сразу после получения письменного согласия от их законных представителей.
Фактически, после внесения правок ничего не осталось от того проекта, что был разработан в Совете Федерации при участии волонтеров, ведущих поиски, заявил Милосердию.ru координатор ПСО «ЛизаАлерт» Олег Леонов.
По его словам, сейчас ни полиция, ни волонтеры не могут быстро получить точные данные о местонахождении мобильных устройств пропавших людей. Официальный срок получения необходимых разрешений может составлять месяц, а погрешность данных для малонаселенной местности – десятки километров.
«Законопроект теперь снимает лишь первую проблему: нужные сведения можно будет получать по мотивированному постановлению, вынесенному в течение суток после того, как стало известно, что человек пропал, – рассказал волонтер. – Конечно, у полиции будет возможность вынести такое постановление немедленно.
Но теперь в нем не решается вопрос с точностью. О чем идет речь: существует технология Timing Advance, позволяющая определять расстояние от устройства до базовых станций с точностью до 500 метров.
Чтобы применять эту технологию, нужно, чтобы на всех вышках сотовой связи были установлены специальные платы. Сейчас они есть в отдельных кластерах, в основном в крупных городах, где определение локации приносит выгоду – данные о перемещении людей по городу востребованы коммерческими структурами. В лесу, в поле отслеживать маршруты покупателей смысла нет, поэтому такое оборудование на вышки там не ставят».
Если бы закон обязывал мобильных операторов устанавливать эти устройства – несомненно, это помогло бы спасти множество жизней, подчеркнул представитель «ЛизаАлерт». Он отметил, что необходимые затраты в масштабах страны могут быть относительно невелики – по предварительным подсчетам, их сумма может составить несколько миллионов долларов для всех базовых станций всех операторов.
«Мы считаем, что можно было бы решить вопрос о возмещении этих расходов государством – быстрое и точное определения местонахождения пропавших вдали от населенных мест позволит не только спасать людей, но и избежать намного бОльших затрат на поиски, в том числе – из государственного бюджета, – пояснил Олег Леонов.
– Если же закон будет принят в предложенном ко второму чтению виде – те, кто ведет поиски, будут быстро получать данные низкой точности, не позволяющие определить местонахождение пропавших вдали от крупных городов. Значит, для спасения людей все равно придется проводить поисковую операцию».
«Очень надеемся на продолжение работы над законопроектом, и обязательно будем добиваться повсеместной установки на базовых станциях мобильной связи оборудования Timing Advance», – подчеркивают в «ЛизаАлерт».
Ранее в Общероссийском народном фронте рассказали, что число пропавших и не найденных живыми людей, которых можно было бы быстро найти по данным геолокации мобильных устройств, только за 2020 год могло составить около 5500 человек. Борьбу за разрешение оперативной передачи таких данных добровольцы, занимающиеся поисками пропавших детей и взрослых, ведут уже не менее 10 лет. В 2017 году после обсуждения проблемы на встрече волонтеров с Владимиром Путиным было дано президентское поручение о разработке соответствующего законопроекта, а в сентябре 2020 года – о его доработке.
Летом 2019 г. был принят предложенный депутатом Госдумы Ириной Яровой закон о поисках пропавших детей, который волонтеры раскритиковали, заявив, что он не учитывает и не поможет решить значительную часть реальных проблем при поисках пропавших. В соответствии с этим законом возможна передача данных лишь о мобильных устройствах несовершеннолетних, с письменного согласия родителей или опекунов, на основании мотивированного постановления. которое должно быть принято в течение суток, и затем подтверждено или отменено судом за 48 часов.
Ранее руководитель поискового отряда «ЛизаАлерт» Григорий Сергеев подробно рассказал порталу Милосердие.ru о препятствиях, которые приходится преодолевать, добиваясь принятия адекватного закона, позволяющего быстро получать информацию о мобильных устройствах пропавших людей.