Закон о предварительной опеке готовят в Думе совместно с БФ «Арифметика добра». По замыслу разработчиков, необходимо обязать органы опеки назначать временных опекунов тем детям, которые не имеют статуса сирот, но фактически родители о них не заботятся. Тысячи таких детей сейчас находятся в сиротских учреждениях по заявлениям родителей, сообщил глава комитета нижней палаты по молодежной политике Артем Метелев.
««Безстатусные» не могут получить положенные меры поддержки (выплаты, жилье, поступление в вуз), и их не могут усыновить или взять под опеку. Попадая как бы на время, многие находятся там годами или выпускаются из детского дома, лишенные государственных гарантий. Иногда и недели хватит, чтобы выйти с психологической травмой», – заявил он после круглого стола в Думе, посвященного подготовке законопроекта.
«В случаях, когда нужно назначить опекуна, службы опеки должны (сейчас есть право, но не обязанность) его назначить, причем приоритет отводится родственникам или близким ребенку людям. Необходимо дать право ребенку поменять учреждение на предварительную опеку в случае согласия родителей», – уверен депутат.
Детей, которые фактически остались без попечения родителей, но не имеют этого статуса, предлагается отдавать под временную опеку в первую очередь к бабушкам, дедушкам, крестным и т.д. Если же в ближайшем окружении ребенка таких людей нет – его смогут направить во временную замещающую семью (специально подготовленную и отобранную), сообщила «Милосердию.ru» председатель правления фонда «Арифметика добра» Наиля Новожилова.
«Вот случай, который мы обсуждали на круглом столе в Госдуме: бабушка в одиночку воспитывает внучку, – рассказала она. – Мама ушла, скорее всего страдает алкогольной зависимостью. У папы новая семья, ребенок ему судя по всему, особо не нужен: на суде он говорит, что готов воспитывать дочку, а после суда – оставляет жить у бабушки.
Другой типичный случай: мама умерла, папа живет в другом городе. На контакт с ребенком не идет, опеке при каждом разговоре обещает скоро приехать и забрать из учреждения – и так проходят годы.
Мы знаем девушку, которая 16 лет, с двух лет до 18, находилась в учреждении при живых родителях – они просто каждый раз продлевали свое заявление с просьбой оставить ее там».
Теперь разработчики хотят внести изменения в ст. 12 ФЗ «Об опеке и попечительстве», где говорится о временной опеке, разрешив распространять временную опеку на детей, которые де-факто лишились родительского попечения, но юридически не имеют этого статуса. Сегодня неоднозначная трактовка этой статьи позволяет отказывать им во временной опеке, хотя Семейный кодекс (ст. 121) предусматривает обеспечение их интересов и прав, в том числе на воспитание в семье, говорят в «Арифметике добра».
«Нужен единый, общий для всей страны подход. Правом устанавливать временную опеку наделены органы опеки. Если мы сможем добиться расширения института предварительной опеки и для этих детей, они смогут устанавливать факт нуждаемости ребенка без статуса во временной опеке, и назначать опекунов.
Важно, что эти действия должны быть сочетаны с помощью кровной семье в преодолении кризиса. Иногда такая необходимость возникает на время лечения родителей от алкогольной или наркотической зависимости», – отметила Наиля Новожилова.
По ее словам, предложения разработчиков касаются детей, которые фактически уже разлучены с родителями. Они живут либо в учреждениях, либо у бабушек, дедушек или других родственников, формально не имеющих права их воспитывать.
«Очень важно понимать, что в приоритете при этом – сохранение кровной семьи, помощь ей в преодолении кризиса и возвращении к нормальной жизни, – подчеркнула руководитель фонда. – Если же ребенка все-таки необходимо разлучить с родителями – по возможности он остается со своими родственниками, или другими значимыми взрослыми (крестный, отчим, мачеха, и т.д.)
И даже если ребенок попадает в замещающую семью, задача такой семьи и всех помогающих служб – сделать так, чтобы он вернулся к кровным родителям.
– Если родители захотят забрать ребенка у временных опекунов, они смогут это сделать в любой момент без специального разрешения?
– Если детей поместят, допустим, к бабушке или в профессиональную замещающую семью, то родитель сможет обратиться в орган опеки и временная опека будет прекращена. Отобрание ребенка из семьи по ст. 77 СК – сегодня редко практикуется, к нашему счастью. И это как раз дети со статусом, они и сейчас имеют эти возможности. Мы говорим о других детях.
Называют разные цифры, по данным фонда Тимченко – кажется, 27 тысяч детей, временно помещенных в приюты. Конечно, бывают разные случаи, бывают неоправданные решения, но мы не можем говорить, что все эти 27 тысяч – необоснованно изъяты из семьи. Это дети, которых родители сейчас по каким-то причинам не могут воспитывать.
Между тем, по оценкам экспертов пребывание в приюте психологически очень вредно для детей, вреднее, чем в детском доме. Приют – это ситуация нестабильности и огромной неопределенности, побуждающий стресс, где дети заражаются друг от друга негативными эмоциями. Очень важно вытащить их оттуда.
– Временные опекуны будут получать какие-то выплаты или льготы?
– Это зависит от регионов. Такие меры поддержки могут быть закреплены в региональном законодательстве.
– В чем основные сложности при подготовке законопроекта?
– Самое сложное – как раз урегулирование вопросов с сохранением родительских прав. Как сделать, чтобы родители участвовали в жизни и воспитании ребенка, помещенного под временную опеку, сохраняли или восстанавливали с ним связь. Предложение не предполагает ограничение или лишение прав родителей».
«Решение, которое мы готовим, назрело, – подчеркивает Наиля Новожилова. – Нельзя закрывать глаза на то, что в учреждениях находятся десятки тысяч детей без сиротского статуса, и опеки нередко не находят возможности отдать их родственникам. Временная опека необходима, чтобы решить, сможет ли ребенок вернуться в кровную семью, или ему найдут постоянных опекунов».