ВЦИОМ провел опрос среди представителей 300 российских компаний, чтобы выяснить уровень развития в стране корпоративного волонтерства.
Оказалось, что 80% компаний находят различные преимущества в привлечении сотрудников к волонтерской деятельности. По мнению их представителей, корпоративное волонтерство улучшает имидж организации, повышает лояльность сотрудников, снижает текучку кадров, приносит уважение бизнес-партнеров и признание со стороны общества, а иногда и льготы от государства и региональных властей.
20% опрошенных сказали, что корпоративное волонтерство не дает им никаких преимуществ. Эти данные были озвучены на IX Московском международном форуме «Корпоративное волонтерство: бизнес и общество».
Основным мотивом волонтерской деятельности для большинства опрошенных представителей бизнеса (44%) является альтруизм. 15% считают, что таким образом можно улучшить имидж компании. 15% организаций открывают волонтерские программы по желанию сотрудников. 8% считают, что развитие корпоративного волонтерства выведет компанию на новый уровень. То есть бизнес осознает свою миссию, и у него возникает потребность участвовать в решении социальных проблем.
Сами сотрудники компаний, вовлеченные в волонтерскую деятельность, относятся к ней положительно. Точнее, 64% относятся «скорее положительно», а 31% – «очень положительно». То есть «палками» их никто не загоняет, отметил представитель ВЦИОМ.
Некоторые компании стимулируют своих волонтеров. Самая распространенная форма – почетные грамоты (37%), на втором месте – размещение портрета волонтера на доске почета, в том числе на сайте компании (26%), на третьем – небольшие подарки, памятные сувениры (22%), бывает также материальное вознаграждение (16%) или отгул. Нет никаких поощрений для волонтеров в 38% компаний.
Однако 27% сотрудников организаций крупного и среднего бизнеса вообще не слышали о корпоративном волонтерстве, 46% «что-то слышали», и лишь 27% хорошо знакомы с этим видом деятельности.
Что привлекает сотрудников бизнес-компаний в волонтерской деятельности?
Вероника Подолько, один из лидеров корпоративного волонтерства компании «Норникель», рассказала о том, как нашла среди проектов дело по душе. В 2016 году она увлеклась экологической тематикой, создала команду из других сотрудников компании, приняла участие в волонтерском конкурсе. Сейчас она продолжает работать в Норникеле, но одновременно является руководителем местной общественной организации личностного роста и социальной карьеры «Перспектива», а также возглавляет Центр экологического просвещения «Эко friends».
Лидеры играют ключевую роль в развитии корпоративного волонтерства, отметила Елена Крючкова, руководитель проектов департамента социальной политики компании «Норникель». Кроме того, людям важно ощущать свою близость к компании. Это ощущение достигается порой с помощью определенных технологий, таких как правильная «визуализация». Например, если раньше сотрудники надевали волонтерские футболки на мероприятие, а потом убирали их подальше, то теперь они носят их с гордостью. Многие участники программы корпоративного волонтерства «Комбинат добра» и на производстве носят каски, которые являются символом проекта.
«Они рассказывают о волонтерстве, когда коллеги спрашивают: откуда у тебя такой классный рюкзачок, или футболка, или значок с символикой?» – добавила Елена Крючкова.
Волонтеры компании «Газпромнефть» соревнуются, в том числе, за право участвовать в ежегодном форуме программы «Родные города». Обычно во время этого мероприятия глава компании лично вручает дипломы самым активным волонтерам. Несколько проектов программы реализуются в сотрудничестве с Центром «Антон тут рядом», рассказала Анна Чесанова, руководитель проектов социальной направленности компании «Газпромнефть».
Волонтеры работают в инклюзивных мастерских, помогают родителям присматривать за детьми с инвалидностью, организуют театральные спектакли с участием людей с инвалидностью. В этом году волонтеры создали интернет-площадку, где люди с инвалидностью, находящиеся в самоизоляции, могут общаться, обсуждая музейную тематику.
Участники волонтерской программы Сбера «Все получится» помогают трудоустраиваться сиротам и людям с инвалидностью: консультируют их, рассказывают, как вести себя на собеседовании и т.п. Причем, они поддерживают своих подопечных не только до приема на работу, но и потом, пока те не закрепятся и не освоятся на рабочем месте, рассказала Инна Ширшова, руководитель направления в Благотворительном фонде Сбербанка «Вклад в будущее». Некоторые волонтеры даже берутся за дело с таким энтузиазмом, что приходится организовывать им беседы с психологами, предотвращающие выгорание.
Волонтерство во время пандемии
Во время пандемии появилось много новых волонтерских проектов. Проект «Мы вместе», возникший сразу после того, как началось распространение коронавируса, объединил 118985 волонтеров. Они помогали пожилым людям и другим маломобильным гражданам, а также медикам. В регионах до сих пор формируются клубы «Мы вместе» – сообщества неравнодушных людей, рассказал Артем Метелев, председатель совета Ассоциации волонтерских центров.
В свою очередь, по его словам, региональные власти учатся видеть в волонтерах партнеров, а не только бесплатную рабочую силу. «Этот год изменил отношение к сектору благотворительности, к НКО», – подчеркнул Артем Метелев. Потому что именно эти организации знают, как помогать социально незащищенным людям в трудных условиях.
Сеть розничных магазинов «Магнит» тоже начала развивать волонтерство только в этом году. Идея возникла после случая в Санкт-Петербурге, когда сотрудники одного из магазинов заметили, что их постоянный покупатель, 90-летний дедушка, перестал приходить за продуктами. Они связались с социальной службой и выяснили, что этот человек испугался пандемии и не выходит из дома. Тогда в «Магните» решили доставлять продукты пожилым покупателям на волонтерских началах.
В компании работает 320 тысяч сотрудников. Более 2 тысяч из них откликнулись на предложение стать добровольцами и помогать людям в условиях самоизоляции, рассказала Людмила Терехова, директор по корпоративной культуре и бренду «Магнит». В компании решили, что магазин может стать центром социальной активности в своем районе. «Хотим раскрутить эту тему до системы», – сказала представитель компании.
«Когда пришла вот такая непростая ситуация, мы увидели, насколько наши волонтеры выросли, насколько они стали ответственными, – отметил Игорь Сухотин, директор департамента социальной политики компании «Норникель». – Это люди, которые могут собрать команду. Это люди, которые могут управлять и проектом, и командой. Причем, это не входит в их профессиональную сферу деятельности. Они могут на равных разговаривать с представителями администрации и привлекать партнеров и софинансирование в городе».