Четыре сотрудника органов опеки районов Старое Крюково и Силино в московском Зеленограде были привлечены к дисциплинарной ответственности за нарушения, допущенные при изъятии детей из приемной семьи Михаила и Светланы Дель. Об этом со ссылкой на официальный ответ столичной прокуратуры сообщил депутат Госдумы Михаил Романов, передает «Коммерсант».
По словам депутата, направившего в конце февраля в различные ведомства запросы о нарушениях при изъятии детей, в МВД ему сообщили, что в настоящее время полиция ведет проверку в связи с фактами разглашения официальными лицами тайны усыновления и сведений, составляющих врачебную тайну.
«А в письме за подписью прокурора Москвы Владимира Чурикова говорится, что «информация о нарушении требований закона о неприкосновенности частной жизни, о сохранении тайны усыновления, допущенная с использованием СМИ, направлена в следственный отдел по ЗелАО ГСУ СК России по Москве для оценки в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом»»,— рассказал он корреспондентам.
По словам депутата, в официальном ответе МВД не была дана оценка тому, что на основании протокола о безнадзорности в государственные учреждения были отправлены дети, фактически находившиеся под присмотром взрослых.
Ранее с заявлением о многочисленных нарушениях при изъятии детей из семьи Дель выступила Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства. Не касаясь вопроса о виновности или невиновности приемных родителей, там подвергли резкой критике действия, предпринятые в связи с появившимися подозрениями о неблагополучии в этой семье.
14 марта стало известно, что Михаил Дель признан виновным в нанесении побоев одному из своих подопечных. В связи с недавними изменениями в законодательстве, он был освобожден от уголовной ответственности, и приговорен к 90 часам обязательных работ. В настоящее время это решение обжаловано в Зеленоградском районном суде, сообщил «Коммерсант».
Также известно о существовании второго уголовного дела, возбужденного по ст. 156 (неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего), и о расследовании в отношении сотрудников опеки, обвиненных в халатности из-за того, что они вовремя не выявили неблагополучного положения детей.
«Из писем стало ясно, что были нарушения условий проживания: в четырехкомнатной квартире в Зеленограде жили 15 человек, в том числе 13 детей. Следователи возбудили дело по ст. 293 УК РФ (халатность), в рамках которого оценят действия должностных лиц, в том числе органов опеки и попечительства»,— сообщил «Коммерсанту» Михаил Романов.
По сведениям издания, до сих пор все восемь отобранных из приемной семьи детей находятся в соцучреждении. «Дети размещены в одной группе»,— рассказала корреспондентам заместитель руководителя департамента труда и соцзащиты Москвы Алла Дзугаева, пояснив, что с детьми все еще проводятся следственные действия.
10 детей, воспитывавшихся в семье Дель, были изъяты сотрудниками органов опеки и полицейскими 10 января. По их словам, один из детей, на теле которого были обнаружены повреждения, сообщил, что был наказан отцом. Еще троим детям (двоим усыновленным и одному кровному) удалось уклониться от изъятия. Двое других усыновленных детей были возвращены в семью.
18 января глава департамента соцзащиты Москвы Владимир Петросян заявил о расторжении договора о приемной семье с супругами Дель, объяснив это тем, что «все дети подтвердили, что их папа бьёт, они его боятся». Этому предшествовала встреча изъятых из семьи детей с представителями аппарата детского омбудсмена, специалистами профильных НКО, общественными активистами и независимыми психологами.
По словам уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Анны Кузнецовой, вопрос о возвращении детей в семью был уже решен, однако беседа с ними членов рабочей группы заставила изменить это решение.
Позднее член ОП Москвы, телеведущая Арина Шарапова, участвовавшая в собеседовании с детьми, заявила о многочисленных нарушениях и плохом обращении с ними в семье Михаила и Светланы Дель, откуда они впоследствии были изъяты органами опеки. В частности, она обвинила приемных родителей в предоставлении подложных документов о состоянии здоровья детей, а также в том, что в семье по-разному относились к усыновленным и к приемным детям, причем последние не получали достаточно еды.
Также о замеченных при собеседовании признаках недопустимого отношения опекунов к детям сообщила психолог и публицист Татьяна Медведева. По словам главы БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елены Альшанской, представители этой организации, поговорив с детьми не смогли рекомендовать вернуть их в семью, однако не давали и рекомендаций об их отобрании — речь шла о необходимости дополнительной диагностики.