Минтруд РФ предложил упростить процедуру назначения опекунов для совершеннолетних. Проект изменений в постановление правительства №927 по вопросам опеки и попечительства над взрослыми затрагивает целый ряд давно назревших и актуальных вопросов, пояснил «Милосердию.ru» Павел Кантор, юрист правовой группы РБОО «Центр лечебной педагогики».
Во-первых, до сих пор назначение одному человеку нескольких опекунов или попечителей хотя и допускалось законом, но практиковалось крайне редко, говорит юрист. Предлагаемые изменения больше не рассматривают множественность опекунов (попечителей) как исключительный случай и определяют порядок подачи и рассмотрения заявления в этом случае.
«На практике нередко возникают ситуации, когда одному человеку целесообразно назначить нескольких опекунов. Например, если родители ребенка-инвалида после достижения им совершеннолетия оба хотят стать его опекунами. Или когда подопечный проживает то у одного, то у другого родственника. Или когда несколько родственников (знакомых) готовы помогать человеку, но никто из них не может или не хочет быть единственным опекуном, со всей полнотой обязанностей и ответственности», – говорит Павел Кантор.
По его словам, до сих пор закон говорил, что назначение нескольких опекунов (попечителей) возможно в «исключительных» случаях, при этом никак не разъясняя, какие случаи являются исключительными. Кроме того, органы опеки и попечительства сталкивались с трудностями, поскольку правила не предусматривали форм заявлений и порядка их рассмотрения, если кандидатов в опекуны несколько.
Во-вторых, в форму отчета попечителя об имуществе ограниченного в дееспособности гражданина включены пункты о расходовании средств подопечного, произведенные им самостоятельно, а также отметка об ознакомлении подопечного с таким отчетом, отмечает юрист.
Действующие в настоящий момент правила были разработаны до того, как в России появились люди, ограниченные в дееспособности вследствие психического расстройства, а значит, форма отчета не предусматривала особенностей их правового положения. «Попечители и опекуны сталкивались с трудностями. Например, как отражать в отчете попечителя сведения о расходах, произведенных подопечным самостоятельно? Ведь если подопечный вправе расходовать определенную часть своих средств без согласия попечителя, то попечителю затруднительно будет включать информацию о таких расходах в отчет. Да и с точки зрения органов опеки и попечительства за средствами, которые расходует подопечный по своему усмотрению, и средствами, которые расходует попечитель в интересах подопечного, должен быть разный контроль», – говорит эксперт.
«Кроме того, раньше форма отчета вовсе не подразумевала ознакомления подопечного с его содержанием. Но коль скоро в отчете отражены и самостоятельно произведенные подопечным расходы, и информация о сделках, совершенных подопечным с согласия попечителя, то логично как минимум ознакомить подопечного с его содержанием», – считает Кантор.
В-третьих, проект исключает справку о состоянии жилья из пакета документов, подаваемого кандидатом в опекуны и попечители. «Видимо, это связано с тем, что эта справка представляет ненужную формальность, ведь органы опеки и попечительства сами в любом случае обследуют жилищные условия кандидата», – считает юрист.
«В целом предложенные изменения являются результатом долгой и плодотворной работы Минтруда с профильными НКО и экспертным сообществом. Хотя отдельные формулировки, может быть, и не идеальны, но это шаги в правильном направлении», – резюмировал Кантор, который надеется на продолжение сотрудничества по реформированию опеки и попечительства над взрослыми.