Каждый третий школьник в мире (32%), по меньшей мере, один раз в течение месяца подвергался буллингу со стороны сверстников, говорится в докладе ЮНЕСКО, который был представлен на Всемирном образовательном форуме-2019 в Лондоне.
Авторы доклада проанализировали данные по 144 странам мира. В Европе и Северной Америке школьная травля выражается, в основном, в психологическом давлении, а кибербуллингу подвергается каждый десятый ученик. В других частях света на первом месте стоит физическое насилие, на втором – сексуальное. В 68 странах мира все еще разрешены физические наказания в школах.
Школьная травля затрагивает как мальчиков, так и девочек, но есть определенные различия: мальчики чаще вовлекаются в драки и подвергаются физическим нападениям, а девочки чаще испытывают психологическое давление.
По мере того, как дети растут, они реже становятся жертвами физических издевательств, зато намного чаще подвергаются преследованиям в киберпространстве.
Дети, не похожие на других, имеют больше шансов стать жертвами буллинга, чем остальные.
Чаще всего причиной травли становится внешность ученика, на втором месте – расовая и национальная принадлежность. Уязвимыми являются также дети из бедных семей и из среды мигрантов.
Школьная травля действует разрушительно на систему образования, отмечают авторы исследования. «Атмосфера тревоги, страха и незащищенности несовместима с обучением, и отсутствие безопасных условий, таким образом, подрывает качество образования для всех учащихся», – говорится в тексте доклада.
Подвергавшиеся насилию дети и подростки с трудом концентрируются на занятиях, пропускают уроки, уклоняются от школьных активностей и даже бросают учебу. Это негативно сказывается на их будущем образовании и трудоустройстве.
Справиться с проблемой помогают такие меры, как создание системы отчетности и мониторинга, программ по подготовке и поддержке учителей и пострадавших учеников, расширение прав и возможностей учащихся.
По данным авторов доклада, некоторые страны достигли значительных успехов в борьбе с буллингом в школе. В 71 стране из 144, где проводился опрос, количество случаев издевательств в школе сократилось почти наполовину.
«Эти показатели очень обнадеживают», – отметила заместитель главы ЮНЕСКО по вопросам образования Стефания Джаннини. При наличии политической воли можно «развеять атмосферу страха, вызванную насилием и запугиванием в школе», сказала она.
Для борьбы с буллингом эксперты Глобального партнерства по прекращению насилия в отношении детей, в которое входят ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ, разработали новую кампанию «Учиться в безопасности».