В социальных сетях набирает популярность флешмоб, начатый украинской журналисткой и общественной активисткой Анастасией Мельниченко. Его участники, большинство из которых составляют женщины, публикуют с с хэштегами #ЯНеБоюсьСказати или #ЯНеБоюсьСказать рассказы о случаях пережитого сексуального насилия и домогательств.
Изначально в акции приняли участие украинские пользователи, однако теперь она проводится также в белорусском и российском сегментах Facebook и в социальной сети ВКонтакте.
Среди сотен опубликованных сообщений – рассказы о различных лично пережитых случаях, а также признания в том, что они происходили, но подробно рассказать о них не хватает смелости. Также многие пользователи делятся своими впечатлениями от флешмоба и эмоциями, которые они испытали, узнав о многочисленных случаях насилия: «шок», «ужас», «ярость и бессилие», «весь день была прикована к ленте с этими историями», и т.д.
По мнению многих участников обсуждения, публикация таких рассказов необходима для того, чтобы сообщить обществу о подлинных масштабах проблемы. Другие, однако, выражают сомнение в том, что откровенные публичные признания не нанесут травмы родным и близким жертвы насилия.
«Говорить об этом неимоверно важно. Но важно, чтобы это происходило в безопасных для самого говорящего условиях. – Это, то, что вызывает в флешмобе напряжение – И чтобы с каждой прочитанной историей человек получал ощущение силы, а не опыт ретравматизации или обесценивания.
Легче делать вид, что этого нет, отвернуться, шутить, огрызаться. Боль в каждой истории и опыте запредельная. Важно, чтобы читающий истории видел эту поддержку. И ощущал уважение к боли. И акцентировал внимание на том, что можно переживать самые сложные моменты жизни не самому», – рассказала психолог Светлана Ройз, комментируя акцию в своем Facebook.
«Каждый раз, когда мы слышим-смотрим-сталкиваемся с разными опытами – когда мы смотрим фильмы или видим-слышим реальные истории – работает наша «зеркальная система» – зеркальные нейроны нашего мозга могут воспроизводить – внутри нас этот опыт. Почему опасны фильмы со сценами насилия – мы буквально «взращиваем» в себе и опыт жертвы и опыт насилия.
С одной стороны, это дает нам возможность сочувствовать, сопереживать, с другой – мы перенимаем, «копипастим» жизнь другого человека, путая его со своей. С какими бы сложными судьбами и жизнями мы не сталкивались, важно помнить, с уважением к судьбам других – что у нас есть своя собственная, что есть границы нашего тела, нашей жизни», – предупреждает она.
«Очевидно, что то, что «попало» в интернет уже не удалишь, несмотря на заявления гугла о якобы имеющийся возможности удалить сведения, – рассказала порталу Милосердие.ru психолог Любовь Бычкова. – Эта информация будет доступна всегда и всем и надо быть готовой к тому, что даже внуки и их друзья смогут ее найти.
Если сиюминутная польза от участия столь велика по ощущению женщины, что стоит рискнуть то можно и участвовать, но решение принимать самой женщине, а не психологу. Хотя психолог может посоветовать использовать публичные заявления в рамках процесса терапии для повышения уверенности клиента и в других терапийных целях. Это все индивидуально.
Обществу может быть полезно знать об уровне насилия в нем самом. Чтобы каждый в отдельности мог работать над собой над своим личностным ростом и искоренять в самом себе это».