Руководитель Донецкого городского благотворительного фонда «Доброта» Яков Рогалин рассказал «Милосердию.ru» о гуманитарной ситуации в городе.
В конце января резко возросла интенсивность обстрелов на линии противостояния в районе Донецка. Ополченцы и украинские силовики возлагают вину за обострение ситуации друг на друга.
По данным оперативного командования самопровозглашенной Донецкой народной республики, за последнюю неделю от массированного артиллерийского огня украинских военных по жилым районам населенных пунктов ДНР погибли шесть и получили ранения 34 мирных жителя. Потери ополченцев составляют 18 погибших и 26 раненых.
«Мы живем под грохот канонады, и это не фигура речи, – сказал Яков Рогалин. – Уже фактически две недели она звучит и днем, и ночью. Если в Донецке есть герои, то это работники ЖКХ. Здесь непрерывно происходят разрывы линий электропередач, водопровода, теплосетей, чего угодно. Восстанавливается все в считанные часы, в любое время суток, при любой погоде. Вот у нас сейчас морозы стояли до 15 градусов, тем не менее, перерывы с водой бывают очень кратковременными и водоснабжение быстро восстанавливается. То есть ситуация была бы намного хуже, если бы буквально не подвиги самых разных аварийных служб, включая ЖКХ и МЧС».
С точки зрения объективных критериев Организации объединенных наций, ситуацию в Донецке можно приравнять к гуманитарной катастрофе, отметил Рогалин. Особенно остро город нуждается в продовольствии, прежде всего в детском питании. Существенную помощь оказывает Россия. Среди украинских благотворительных организаций по объемам помощи дончанам доминирует Фонд Рината Ахметова. «Тем не менее, это все не покрывает реальные потребности населения», – продолжил Рогалин.
Фонд «Доброта», которым руководит Рогалин, сконцентрировался на оказании экстренной помощи семьям с детьми раннего возраста. «Это заменители грудного молока, молочные смеси, каши, пюре, фруктовые соки, памперсы, медикаменты, хотя с медикаментами сложнее, – сказал он. – Экстренная помощь – это значит, что всем нуждающимся, обратившимся к нам и доказавшим, что у них есть потребность, мы можем дать необходимое им детское питание примерно на 7-10 дней. А затем семья должна адаптироваться и попробовать получить помощь от социальных служб, которые здесь действуют если и не в полном объеме, как в довоенное время, но достаточно неплохо».
Пожертвования фонд «Доброта» получает как от дончан, так и от жителей других государств. На первом месте по объему пожертвований находятся юридические и физические лица из России, на втором – с Украины. На третьем месте – США: как частные лица, так и приходы Русской православной церкви за рубежом.
Международным организациям довольно сложно оказывать помощь жителям Донецка. «Они привыкли действовать во всем мире достаточно свободно. А здесь их рассматривают как агентов влияния», – отметил Рогалин.
Обстрелы со стороны украинских военных нанесли «колоссальный ущерб жилому фонду, инфраструктуре», говорится на странице главы администрации Донецка Алексея Кулемзина в Facebook.
Президент Украины Петр Порошенко 3 февраля заявил, что Донецку, как и Авдеевке, находящейся под контролем силовиков, необходима «гуманитарная пауза». «Подчеркиваю, не только в контролируемой украинскими войсками части Авдеевки, а прекратить тот ужас, который происходит сейчас в Донецке с ограничением поставок света и воды. Там тоже наши граждане, и мы о них также заботимся», — сказал Порошенко. Впрочем, некоторые СМИ расценили это заявление как «крокодиловы слезы».