Общественные активисты заявили о своей обеспокоенности судьбой мальчика Матвея, год назад получившего тяжелейшие ожоги в тульском роддоме. По словам режиссера и журналиста Ольги Синяевой, чиновники тульских учреждений строят препятствия Наталье Тупяковой, готовой взять ребенка.
«Из всей нашей многомиллионной страны нашлась только одна женщина, которая не испугалась тяжелой ноши и искренне захотела стать новой мамой Матвею (…) Ей отказывают по причинам, которые по закону не являются препятствием для усыновления», – написала Ольга Синяева на своей странице в Facebook. По ее словам, Наталья Тупякова, уже воспитывающая двух приемных дочерей, предлагала поселить у себя дома родную мать младенца, отказавшуюся от него после получения им травмы, постоянно навещает и поддерживает Матвея в больницах.
Причина отказов, по мнению активистов, может быть связана с предпочтениями, которые оказываются жительнице Тулы Наталии Саргановой, летом 2015 года подавшей заявление о приеме ребенка под опеку. Сарганова, член комиссии Тульской городской Думы по социальной политике – глава приемной семьи, взявшей на воспитание более 30 детей, оставшихся без попечения родителей.
«Матвея Наталья Васильевна сама себе, похоже, не выбирала. Во всех интервью последних лет она говорит, что больше не может брать никого в свой детский дом – старшие дети переживают за ее здоровье», – сообщила Ольга Синяева. Также она сообщила, что после перевода мальчика на три месяца в Тульскую областную больницу его состояние ухудшилось, появились признаки того, что ребенок подвергался плохому обращению и долгое время находился без присмотра.
«Матвей, уехав из Москвы 04.08.2015 на 3 месяца на реабилитацию в Тулу к своему назначенному опекуну, под контроль тульских медиков, вернулся обратно неузнаваемым: в свои 11 месяцев он не откликался на человеческую речь, не держал головку, не умел переворачиваться, у него был совершенно плоский затылок, сильные яктации, сросшиеся на левой руке пальчики, а в хирургических швах – грязь», – сообщила Ольга Синяева.
По ее словам, губернатор Тульской области Владимир Груздев «очень оперативно отреагировал» на опубликованное ею обращение в соцсетях, где говорилось, в том числе, о намерении активистов устроить митинг «за право ребенка иметь настоящую заботу и любящую маму рядом». «Сейчас ситуацию решают в Москве. Сегодня будет создана комиссия Департамента соцзащиты по проверке кандидата в усыновители/опекуны Натальи Тупяковой», – рассказала Синяева.
– У нас не «детский дом», а семья – рассказала порталу Милосердие.ru Наталия Сарганова, – я намерена взять Матвея под опеку, и решение об этом я приняла сама, а старшие дети на семейном совете меня поддержали. У меня старшая дочь – медик, много уже взрослых детей, все мы помогаем друг другу. С лета я стала кандидатом в опекуны для Матвея, ни о какой «неофициальной опеке» речь не шла. Действительно, когда я уезжала, одна из моих приемных дочерей была с ребенком в больнице как волонтер – ей 20 лет, у нее есть опыт обращения с маленькими. Сейчас с Матвеем в больнице имени Сперанского я с 20 октября лежу сама, на два для уехала в Тулу для оформления документов, и завтра возвращаюсь к нему в Москву.
По словам Наталии Саргановой, ребенок испытывает трудности с тем, чтобы переворачиваться самостоятельно. Навещать Матвея Наталия Васильевна начала с июля, тогда пальчики на его руке уже были сросшимися.
Наталья Тупякова дважды обращалась в органы опеки, но не предоставляла необходимого в таких случаях заключения о возможности быть опекуном, рассказала порталу Милосердие.ru начальник отдела опеки в Туле Ольга Большакова. По ее словам, без него сотрудники не имеют права рассматривать такие обращения. Речь шла не об усыновлении, а об установлении опеки над мальчиком, подчеркнула Большакова, Начальник отдела опеки пояснила, что на заявление Саргановой по закону должен быть дан ответ в десятидневный срок, и если до того времени поступят бумаги от других кандидатов, то они будут рассматриваться одновременно.
«Ведущиеся в настоящее время в соцсетях активные обсуждения данной ситуации, в том числе с участием лиц, чья гражданская и жизненная позиция вызывает уважение, со ссылками на то, что у Тупяковой Н. имеются условия для проживания ребенка, не могут служить основанием для принятия органами опеки объективного и взвешенного решения о передаче ребенка в замещающую семью в соответствии с законодательством», – заявили в территориальном отделе по городу Туле министерства труда и социальной защиты Тульской области. Орган опеки, сообщив о своем стремлении к «максимально возможно открытому рассмотрению данного вопроса», предложил всем заинтересованным лицам представить необходимые документы.
В 2014 году новорожденный Матвей З. пострадал от взрыва ультрафиолетовой лампы, получив сильнейшие ожоги – 75% поверхности тела и 15% внутренних органов. Ребенок, от которого отказалась биологическая мать, находился на лечении и реабилитации в медицинских учреждениях в Туле и в Москве.