Проблема безработицы стала менее актуальной для жителей России по сравнению с 2015 годом, к такому выводу пришел Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) на основании проведенного опроса.
В ходе опроса социологи выясняли, каков уровень безработицы в окружении респондентов, как они оценивают возможности собственного трудоустройства при увольнении, получают ли официальную зарплату или «черный нал».
«Актуальность проблемы безработицы в октябре (по отношению к сентябрю) немного выросла, однако в сравнении с показателем октября 2015 г. ситуация сегодня выглядит менее напряженной. Так, индекс безработицы прибавил 5 пунктов – с -47 до -42 п. (для сравнения, год назад он составлял -30 п.), при диапазоне от -100 до 100 п.», – говорится в пресс-выпуске ВЦИОМ. Индекс безработицы зависит от ответов на вопрос, сколько знакомых респондента потеряли работу в ближайшие 2-3 месяца.
Однако опасения, связанные с возможностью трудоустройства после потери работы, наоборот, окрепли. Индекс проблем с трудоустройством, который демонстрирует субъективную оценку респондентами состояния рынка труда, вырос за год с 45 до 50 пунктов.
«Рост показателя наблюдается на фоне снижения доли тех, кто не сомневается в возможности трудоустройства на хорошую должность в случае увольнения (с 27% до 19%) и увеличения доли тех, кто полагает, что на этом пути у них возникнут серьезные трудности (с 25% до 32%)», – сообщают авторы исследования.
Согласно данным опроса, «белую зарплату» получают три четверти работников (75%) – в течение года эта доля изменялась незначительно. 10% говорят, что получают полностью неофициальные оклады, еще 12% сообщают, что их заработок составляет и та, и другая форма оплаты.
Опрос проводился 29-30 октября 2016 г. в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках и 8 ФО России. Объем выборки – 1600 человек.
Данные прокомментировал эксперт ВЦИОМ Олег Чернозуб: «Страх потери работы находится у жителей нашей страны только на 8-м месте, пропустив вперёд такие страхи, как «рост международной напряжённости», «рост цен», и даже «риск катастроф и стихийных бедствий». Это закономерно, так как с точки зрения управления занятостью текущий кризис мы преодолеваем намного лучше, чем кризис 2009 года. В свою очередь, общественное сознание вполне адекватно отражает тот факт, что безработица не стала массовым явлением. Действительно, резкое обострение восприятия риска потерять работу произошло в конце 2015 года и было связано с тем, что к началу зимы этого года неблагоприятные последствия кризиса «докатились» до прежде благополучных регионов – доноров. Однако ничего страшного с точки зрения роста безработицы в зиму 2015-2016 гг. не произошло, и общественное сознание постепенно успокоилось. Тем не менее, в настоящее время мы начали отмечать некоторое увеличение озабоченности проблемами безработицы со стороны общества. Насколько устойчивым окажется этот тренд? На данный момент однозначного ответа на этот вопрос мы не имеем. В решающей степени он будет зависеть от того, насколько успешно экономика страны продолжит преодолевать последствия кризиса».