Минздрав до 1 октября должен установить предельные сроки постановки диагноза и начала специализированного лечения при онкологических заболеваниях, а также усовершенствовать процесс обследования пациентов при подозрении на рак. Такие поручения дала министерству вице-премьер Ольга Голодец, сообщают «Известия».
По сведениям издания, в Минздраве намерены определить предельный срок начала лечения в 14 календарных дней после установления диагноза. До 1 ноября ведомство должно составить и утвердить методические рекомендации для врачей по организации и проведению диспансеризации для раннего выявления онкологии, а до 15 декабря – проанализировать порядок оказания медпомощи онкобольным на местах, внести необходимые изменения в маршрутизацию пациентов, и представить предложения по автоматизации процесса.
Ранее предложения по устранению задержек при диагностике и лечении рака обсуждались на заседании Попечительского совета при правительстве, который возглавляет Ольга Голодец.
«Процесс диагностики и лечения пациента с онкологическим заболеванием сегодня крайне сложно отследить и проконтролировать. Зачастую при подозрении на онкологию пациента направляют на ненужные консультации или назначают избыточные исследования. Сроки постановки диагноза и начала лечения при этом затягиваются.
Для того чтобы исключить это, необходимо проработать вопрос о создании автоматизированной системы учета движения таких пациентов», – рассказал «Известиям» член совета Петр Родионов.
«Сегодня в одних регионах на постановку диагноза отводится 10–14 календарных дней, в других — 25–30 рабочих дней. Однако на практике эти сроки, как правило, не соблюдаются. Обусловлено это тем, что система оказания онкологической помощи в большинстве регионов работает неэффективно. Врачи первичного звена предпочитают снимать с себя ответственность за ведение пациента, а полноценная диагностика проводится только в онкодиспансере», – пояснил эксперт.
По словам директора НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова, главного внештатного онколога Северо-Западного Федерального округа, профессора Алексея Беляева, сократить сроки начала лечения до 10-15 дней можно в Москве и в Петербурге – в остальных регионах для этого нет соответствующих условий.
«В регионах просто беда. Например, в Калининграде сделали современную патоморфологическую лабораторию, но не могут найти хороших морфологов. А в Сыктывкаре лаборатория в плачевном состоянии, гистохимия вообще не проводится. То же самое в Республике Коми. В Мурманской и Калининградской областях гистохимические исследования делают только в областном центре. В некоторых регионах очень большие очереди к онкологам. В Вологодской области вообще нет онкологов в первичном звене», — рассказал врач.
Реальный срок от первичного подозрения до начала лечения онкобольного для всей страны может составлять 45 дней, и должен быть лишь рекомендован, а не предписан, считает профессор. В противном случае, по его мнению, в стационары могут начать отправлять недообследованных больных с недостоверными диагнозами.