Байкальская вода на определенных участках мелководья перестает соответствовать санитарным нормам из-за роста концентрации цианобактерий, выделяющих токсины, заявил директор Лимнологического института Сибирского отделения Российской академии наук Андрей Федотов.
«Водичку такую пить уже нельзя по содержанию этих токсинов», – сказал он, выступая на Всероссийском водном конгрессе в Москве.
«Это не означает, что вода отравлена, и сделавший глоток или искупавшийся в ней умрет, – пояснил он позднее в интервью «Российской газете». — Это означает, что употреблять ее для питья не рекомендуется, в крайнем случае, воду надо фильтровать и кипятить».
Речь идет об отдельных участках мелководья, прежде всего о проливе Малое море, уточнил он. Мелководье Байкала – это участки глубиной до 40 метров, занимающие около 5% поверхности озера.
«Байкальскую воду для питья берут из основного объема, из глубины, как минимум, 20 метров, – прокомментировал слова сибирского ученого научный руководитель Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян. – Байкальская вода не предназначена для постоянного питья, потому что она не содержит необходимых для человека минеральных солей. Ее можно использовать для питья только в десертных целях, для постоянного питья она слишком чистая, как дистиллированная».
Причина распространения цианобактерий в байкальской воде – поступление в озеро продуктов горения (пепел и т.п.) от природных пожаров, а также антропогенное загрязнение.
Кроме того, по всему байкальскому мелководью распространилась водоросль спирогира, которая приводит к изменению экосистемы. Причина – плохо очищенные бытовые стоки, ставшие питательной средой для этого растения. Ранее сообщалось о массовой гибели рыбы, оказавшейся в зоне распространения спирогиры.
«Тонны мусора на берегу»
Ограничить поток туристов на Байкал предложил специальный представитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов.
«Бытовые отходы растут неимоверными темпами. На Байкал приезжают миллионы туристов, и среди них много так называемых «диких». Тонны мусора валяются на берегу», – сказал он, выступая на Всероссийском водном конгрессе.
Ограничение турпотока на Байкал приведет к социальной катастрофе, если не будет сопровождаться созданием рабочих мест, – прокомментировал это предложение депутат Госдумы от КПРФ Михаил Щапов.
«Речь идет о порядка 100 тысячах человек. Благодаря федеральному регулированию жители прибайкальских поселков – речь не о владельцах турбаз, а о тех семьях, которые живут тут столетиями – полностью лишены каких-либо источников дохода. Нельзя заниматься сельским хозяйством, прибыльным рыболовством, охотой», – сказал он.
После того как был запрещен лов байкальского омуля, порядка пяти тысяч семей остались без средств к существованию, добавил депутат. Аналогичная ситуация была с закрытием Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, отметил он.
Сибирское отделение РАН разработало концепцию обращения с бытовыми стоками на побережье озера Байкал и направило ее министру природных ресурсов и экологии РФ Дмитрию Кобылкину.
Одновременно неравнодушные люди собственными силами пытаются сделать дно и берега Байкала чище. Этим занимается, в частности, проект «Сохраним Байкал». Есть и отдельные добровольцы. Например, фридайвер Егор Лесной с друзьями подняли со дна озера 1,5 тонны мусора и отвезли его на утилизацию, сообщило местное издание «Байкал-Daily».