Направление «Благотворительность ВКонтакте», а также проекты «Meet for charity» и «Пользуясь случаем» представили новые инструменты для некоммерческих организаций в ходе конференции «Добро-2017», проходившей 18-19 мая в центре «Благосфера».
ВКонтакте: гранты, курсы, LIVE
На площадке ВКонтакте собирается в среднем от 500 тысяч до миллиона рублей в месяц. Точной статистики пока нет, исследование только планируется провести, сообщила Ирина Шубина, менеджер ВКонтакте по работе с благотворительными организациями.
Большая часть сборов в соцсети – частные, как правило, обоснованные, на реальные ситуации. Необоснованным администрация ВКонтакте считает сбор, если его организаторы не предоставили соответствующие документы. Еще один вид – мошеннические сборы, например, когда подделывается страница какого-либо фонда.
Чтобы считаться обоснованным, сбор должен подкрепляться отчетностью. Для этого его организатору необходимо подтвердить свою личность, диагноз, сумму сбора (счет обычно выдает больница), представить расходные документы по тратам и банковские выписки.
В соцсети имеется сообщество «Благотворительность ВКонтакте». НКО, желающая получить поддержку соцсети, должна пройти верификацию. «Мы уже верифицировали порядка 50 фондов, которые занимаются большими инфраструктурными проектами», – сообщила Шубина. «То есть помогают не одному, а всем, не единоразово, а регулярно, и пытаются системно решить ту или иную социальную проблему – будь то заболевание, или помощь какой-то социально незащищенной категории людей», – пояснила она.
Какую именно поддержку предлагает ВКонтакте? Самое важное и самое популярное – гранты на рекламу. Для получения гранта нужно представить план реальной рекламной кампании, нацеленной на продвижение проекта.
Кроме того, соцсеть запустила образовательный курс для сотрудников НКО. В его рамках ведущие эксперты из бизнеса и некоммерческого сектора, а также представители команды ВКонтакте расскажут, как правильно использовать инструменты социальной сети для продвижения благотворительных программ.
Разработана карта верифицированных фондов, где любой пользователь соцсети может найти ту организацию, которая его интересует. В рубрикаторе есть такие темы, как помощь животным, окружающая среда, здоровье и спорт, дети, семьи, пожилые люди, развитие местных сообществ, правозащитные организации, развитие благотворительности.
Любой верифицированный фонд, а в некоторых случаях даже не верифицированный, может воспользоваться форматом #VK LIVE.
«Если вас поддерживает какая-то знаменитость, или у вас есть эксперт, который может хорошо рассказать о какой-то проблеме, и люди будут его слушать, вы можете организовать LIVE-трансляцию у нас на площадке и подключить DonationAlerts. Это такая штука, которая позволяет пользователям жертвовать деньги онлайн, прямо в чате, который подключен к LIVE-трансляции», – пояснила Шубина. В качестве примера она привела кейс фонда «Синдром любви», когда дети с синдромом Дауна брали интервью у звезд в прямом эфире.
В будущем ВКонтакте планирует совместно с Ассоциацией фандрайзеров провести конференцию по digital-фандрайзингу; проработать систему оценки, чтобы более аргументированно объяснять, какие фонды ВКонтакте поддерживает, а какие – нет; совместно с фондом КАФ (признан в РФ иноагентом) провести исследование благотворительности в соцсетях; наладить сотрудничество с маркетинговыми агентствами, чтобы, например, разыгрывать часы работы их специалистов про-боно; приспособить продукты под потребности НКО – добавить в классификатор благотворительные организации, изготовить благотворительные, а не рекламные посты для верифицированных организаций и т.п.
«Пользуясь случаем»: благотворительность в радость
«Пользуясь случаем» – новый проект фонда «Нужна помощь» и портала «Такие дела». «Наша целевая аудитория – это те люди, которым нравится делать добрые дела, особенно, когда для этого не надо прилагать усилий. Под усилиями я понимаю чтение какого-то страшного и грустного текста, пожертвование по какой-то сложной механике, либо борьбу с собственным недоверием», – пояснила руководитель проекта Евгения Беленькая. Идея заключалась в том, чтобы благотворительность воспринималась как радость, добавила она.
«Если у вашего фонда есть друг, у которого миллион подписчиков, то это ключ к успеху», – продолжила Беленькая.
Известный человек, симпатизирующий фонду, может записать видео и, допустим, попросить своих подписчиков вместо подарка к дню рождения сделать пожертвование в эту благотворительную организацию. Самое успешное в плане сбора средств событие на данный момент – день рождения Ирины Горбачевой. Актриса собрала почти 600 тысяч рублей в пользу детского хосписа, и сбор еще продолжается.
С момента запуска проекта таких событий было уже около 200, и общая сумма собранных средств перевалила за три миллиона рублей. Главное – не забыть предупредить знаменитость, что ссылку на видеообращение нужно разместить в ее соцсетях, иначе большая аудитория не наберется. «Без расшаривания в соцсетях это не работает», – подчеркнула руководитель проекта.
К платформе «Пользуясь случаем» может обратиться любой фонд, который зарегистрирован как НКО, ведет профессиональную деятельность больше года и опубликовал на своем сайте уставные документы и финансовую отчетность. Кроме того, нужно участие в жизни благотворительного сообщества, ведение проектной деятельности, регулярное обновление ленты новостей о фонде и подопечных, а также активные профили в соцсетях.
«Вы получаете 100% всех собранных средств, мы не берем никаких комиссий, в том числе в пользу платежных систем. Это удобный функционал, там действительно все делается в три клика. Вы получаете все доступные способы оплаты. Но самое главное, вы получаете охват аудитории, равный охвату ваших звездных попечителей», – сказала Беленькая.
Поддержать фонд и записать видеообращение может не только звезда. В каждом регионе есть свои известные люди: активисты, врачи, те, кто разрабатывают велосипедные маршруты. И событие не обязательно должно быть днем рождения или свадьбой, любой повод подойдет, говорили участники обсуждения.
Meet for charity: встречи, о которых мечтали
Meet for charity – это фандрайзинговый проект, в основе которого лежит механика аукциона, рассказала Евгения Гержан, директор по развитию сервиса.
«Мы разыгрываем встречи с разными людьми – интересными, креативными, успешными, из сфер бизнеса, медиа, спорта, политики, культуры», – продолжила она.
Проект работает на платформе Facebook. Есть участники, встречи с которыми разыгрываются, есть пользователи, которые заинтересованы в этих встречах и делают ставки, и есть фонды, в пользу которых разыгрываются лоты.
«Средства поступают в фонд. Мы связываемся с пользователем, у которого есть победная ставка, и отправляем ему реквизиты, после чего вся сумма перечисляется фонду напрямую. После перевода и получения фондом средств мы начинаем согласовывать встречу», – рассказала Гержан. От участника помимо встречи с победителем требуется максимально распространить информацию о ней и сделать репост в соцсетях. Стартовые ставки обычно бывают от 3 тыс. до 505 тыс. рублей. Средняя ставка – 77 тыс. рублей. К настоящему времени проект собрал на благотворительность около 10 млн рублей, проведя более 135 встреч.
Как определяют, кто может стать участником встречи? «Мы вместе с фондом садимся и понимаем, кто из попечителей может быть интересен аудитории. Приглашаем релевантного вашей аудитории участника», – сказала Гержан.
Сейчас Meet for charity разрабатывает специальное приложение и полноценную платформу для фандрайзинга, это позволит предлагать больше лотов в поддержку каждого фонда и привлекать больше средств на благотворительность. Прежде всего, это будет более удобный интерфейс для участников и пользователей, более удобный формат для пожертвований, ставок и комментариев.
Главные тренды в благотворительности назвали на конференции «Добро-2017»