Пленум Верховного суда РФ призвал российские суды не занимать однозначно сторону суррогатной матери в спорах о воспитании родившегося ребенка, передает РИА Новости.
Семейный кодекс РФ гарантирует, что семейная пара, передавшая эмбриона другой женщине для его вынашивания, может быть признана родителями ребенка только с согласия суррогатной матери. «Вместе с тем, судам следует иметь в виду, что в случае, если суррогатная мать отказалась дать согласие на запись родителями «заказчиков», то данное обстоятельство не может служить безусловным основанием для отказа в удовлетворении иска этих лиц о признании их родителями ребенка и передаче им ребенка на воспитание», — отметил Верховный суд.
Пленум рекомендует судам проверять наличие между суррогатной матерью и потенциальными родителями договора, условия этого документа, являются ли истцы генетическими родителями ребенка, а также причины, по которым суррогатная мать не дала согласия на запись заказчиков в качестве родителей ребенка. «Суды должны разрешать спор в интересах ребенка», — подчеркнул пленум ВС РФ.
Верховный суд также пояснил, что доноры генетических материалов не имеют никаких обязательств перед родившимся с их помощью ребенком. Они не должны платить алименты или заниматься его воспитанием. Также и выросший ребенок не будет иметь обязанностей по содержанию донора. Родители, усыновители или опекуны ребенка не могут требовать в суде установить отцовство донора.
Мужчина имеет право оспорить свое отцовство, если ребенок рожден с помощью искусственного оплодотворения или имплантации эмбриона. «Нормы закона, по которым супруг, давший согласие в письменной форме на применение метода искусственного оплодотворения или на имплантацию эмбриона, не вправе при оспаривании отцовства ссылаться на эти обстоятельства, не содержат запрета на оспаривание им записи об отцовстве по иным основаниям», — указал Верховный суд.
Он порекомендовал судам проверять, добровольно ли отец дал согласие на этот метод, и на какой срок было дано это согласие, не имелось ли со стороны матери ребенка злоупотребления своими правами. «Например, зачатие ребенка с применением названных методов было проведено ответчиком по собственному усмотрению после прекращения семейных отношений с истцом», — пояснил Верховный суд.
Еще один спорный вопрос, рассмотренный пленумом, – установление отцовства до рождения ребенка и право несовершеннолетних записывать себя родителями.
Отцом появившегося на свет в течение 300 дней после развода ребенка признается бывший супруг, если он не может доказать, что не является его родителем, разъяснил Верховный суд. При этом отцовство ребенка нельзя оспаривать до его рождения, суды должны отказывать в принятии таких исковых заявлений.
Что касается несовершеннолетних родителей, то они «имеют право признавать и оспаривать свое отцовство и материнство на общих основаниях, то есть согласия родителей (лиц, их заменяющих) несовершеннолетних отца и матери на регистрацию рождения ребенка и установление материнства и отцовства не требуется. По достижении возраста 14 лет несовершеннолетние родители вправе самостоятельно обратиться в суд с иском об установлении отцовства (материнства) в отношении своих детей», — отметил Верховный суд.
Пленумы Верховного суда РФ трактуют российским судам нормы законов, они носят рекомендательный характер.
Кого считать родителями при суррогатном материнстве и ЭКО, выяснит Верховный суд