В Государственной думе в рамках тематического круглого стола обсудили проект закона, регулирующего суррогатное материнство в России. С инициативой выступил первый вице-спикер Петр Толстой, которого поддержали представители сразу нескольких профильных комитетов и сенатор Маргарита Павлова. Окончательно документ пока не разработан – предполагается, что его вынесут на утверждение в первом чтении не раньше марта 2021 года.
Законопроект предусматривает, что услугами суррогатного материнства в будущем смогут воспользоваться только гетеросексуальные пары, состоящие в браке не менее года (по предложениям других депутатов – не менее 3-5 лет), при этом женщина не может самостоятельно выносить ребенка по медицинским показаниям. Кроме того, потенциальные родители должны быть не старше 55 и не младше 25 лет.
Право на применение суррогатного материнства, по проекту, не смогут иметь иностранцы, а только граждане России или лица, имеющие вид на жительство в России. Договор о суррогатном материнстве предлагается удостоверять у нотариуса.
Кроме того, авторы инициативы предлагают вести реестр применения суррогатного материнства и запретить рекламу этого вида вспомогательных репродуктивных технологий в СМИ и в интернете.
В рамках обсуждения будущего закона прозвучали различные аргументы за и против. Так, журналистка Анна Шафран подчеркнула, что то, в чем многие упрекают авторов законопроекта – возможное нарушение прав иностранцев и их дискриминацию – никак нельзя увидеть в данной инициативе.
«Никакие международные нормы не обязывают государство оказывать услуги суррогатного материнства иностранцам. Мы и так бесплатно лечим в случае возникновения экстренной ситуации и необходимости оказания скорой медпомощи. Но ведь суррогатное материнство запрещено во многих странах, и граждане этих стран едут к нам. Получается, что мы помогаем им нарушать законы на их Родине», – подчеркнула она.
Председатель Комитета по охране здоровья Госдумы Дмитрий Морозов предложил в дальнейшем развивать этот закон и сделать в него ряд дополнений, в частности, сделать так, чтобы суррогатное материнство, разумеется, при соблюдении всех вышеизложенных условий, оплачивалось государством наравне с экстракорпоральным оплодотворением. По мнению Морозова, нужно в ближайшей перспективе уйти от коммерциализации этого сегмента.
О финансовой стороне вопроса говорил и Петр Толстой. Вице-спикер Госдумы привел следующие цифры: по его информации, суррогатные матери часто ведут беременность в государственных клиниках, и за девять месяцев государство тратит на каждую женщину 305 тысяч рублей. Учитывая количество женщин, рожающих ежегодно детей для иностранцев «на экспорт», медицинское обслуживание такого рода беременных стоит России около 91 миллиарда рублей в год. Толстой подчеркнул, что некоторые суррогатные матери, пользуясь лазейками в законодательстве, успевают даже получить на «заказных» детей материнский капитал.
С критикой ряда положений закона выступила депутат Оксана Пушкина. Она не присутствовала на встрече лично, однако высказала свои возражения заранее. Пушкина выступает за отмену возрастных ограничений для потенциальных пользователей этой услуги, а также настаивает, что суррогатным материнством должны иметь возможность пользоваться и одинокие россияне, как мужчины, так и женщины. Пушкина выразила опасение, что законопроект может повлечь нарушение конституционных прав человека – на равенство всех перед законом и судом, так как ограничивает в праве на материнство и отцовство людей, не находящихся в браке.
Законодательную инициативу также «Милосердию.ru» прокомментировала журналист, глава фонда «Женщины за жизнь» Наталья Москвитина, которая также принимала участие в круглом столе. Она заявила, что считает закон о запрете суррогатного материнства для иностранных граждан и ряд других ограничений весьма своевременным.
«Здесь очень много сложностей, как юридических, так и этических. На круглом столе были представлены убедительные факты и цифры, подтверждающие масштаб проблемы. Так, в прошлом году 7000 иностранцев пересекло границы России в одиночку, а уехали уже с ребенком. Есть подтвержденные данные, что в некоторых случаях детей покупают и вывозят в страны Азии на органы, есть факты насилия в семьях, усыновления детей от суррогатных матерей однополыми парами. Поэтому так важно сейчас отсечь поток иностранных «клиентов», это то, что сейчас буквально горит. Нет пока задачи запретить суррогатное материнство полностью, что бы ни говорили об этом наши оппоненты», – говорит Москвитина.