Электросамокаты могут признать источником повышенной опасности, снабдить номерными знаками, ввести возрастные ограничения и особую категорию прав на управление ими. Все эти предложения разрабатываются в Совете по правам человека (СПЧ) при президенте России, вскоре их направят в правительство, сообщил «Известиям» член СПЧ Кирилл Кабанов. Поддержать инициативу на законодательном уровне готовы в Госдуме. 27 июня этот вопрос обсудит постоянная комиссия СПЧ по гражданскому участию в развитии правоохранительной системы.
Обсуждение проблемы активизировалось на фоне резонансных происшествий: мужчина, управлявший электросамокатом, погиб 14 июня на улице Маршала Катукова в Москве. Ранее, 5 июня, после столкновения с самокатом скончалась 83-летняя москвичка. А 11 июня по той же причине с территории ВДНХ с сотрясением, переломом лобной кости и ключицы госпитализировали пятилетнюю девочку. Похожие происшествия случаются и в других городах.
На федеральном уровне статус средств индивидуальной мобильности (к ним помимо электросамокатов относятся электровелосипеды, гироскутеры, моноколеса, сегвеи и т. п.) четко не определен. Есть прецедентное решение Верховного суда РФ по одному из происшествий, из которого следует, что электросамокаты с мощностью двигателя больше 250 Вт необходимо относить к мопедам со всеми вытекающими последствиями – необходимостью передвигаться по проезжей части, иметь права категории М и т. д. Однако в правилах дорожного движения подобные нормы не закреплены.
Поэтому в СПЧ предлагают зафиксировать в ПДД понятие об электрическом транспортном средстве и определить правила его использования. В СПЧ также считают необходимым ввести для электросамокатов, велосипедов, сегвеев и других подобных транспортных средств обязательное страхование ответственности, а на служебные и арендуемые транспортные средства установить номерные знаки. Также важно признать их источником повышенной опасности, чтобы владельцы при причинении кому-либо вреда несли за это должную ответственность.
Также необходимо, считает член СПЧ, разрешать управлять электросамокатами и похожим транспортом только с 18 лет. Можно подумать и о получении для этого прав особой категории, добавил Кабанов.
С ним не согласен председатель координационного совета Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев, который считает, что ограничение возраста для использования электросамокатов может привести к обратному эффекту. «Это как с планшетами, с телефонами: если запрещать их ребенку, он все равно будет пользоваться, но когда никто не видит. Лучше пусть все же делают это под контролем взрослых», – подчеркнул Канаев.
Ранее сообщалось, что в президентском Совете по правам человека намерены вновь обратиться к правительству, требуя ввести ограничения на использование мобильного электротранспорта.