Министерство юстиции России подготовило законопроект, уточняющий, какая деятельность некоммерческих организаций может считаться политической. Текст этого документа размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
«Законопроектом уточняются сферы, в которых осуществляется политическая деятельность. К таким сферам отнесены: государственное строительство и федеральное устройство, обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение законности, правопорядка, безопасности, оборона страны, внешняя политика, целостность и устойчивость политической системы, социально-экономическое и национальное развитие Российской Федерации, функционирование органов государственной власти и местного самоуправления, регулирование прав и свобод человека и гражданина», – говорится в сопроводительной записке к законопроекту.
При этом уточняется, что политическая деятельность может осуществляться лишь рядом способов, в число которых включены организация и проведение публичных мероприятий, деятельность, направленная на получение определенных результатов на выборах и референдумах, публичные обращения к государственным органам и чиновникам, «иные действия, оказывающие влияние на их деятельность, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных правовых актов», распространение оценок политики и решений госорганов, формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе – проведение и публикация опросов общественного мнения или социологических исследований.
Политической деятельностью будет считаться также финансирование таких действий, и привлечение к участию в них граждан, включая несовершеннолетних. При этом работу НКО в области науки, культуры, здравоохранения, социальной поддержки и т.д., ранее не считавшуюся политической, предлагается признавать таковой, только если она не направлена на цели, перечисленные в законопроекте.
«Предлагаемая Минюстом России новая редакция федерального закона «О некоммерческих организациях» сделает практически любую открытую деятельность этих организаций «политической»», – считает руководитель лесного отдела Гринпис России Алексей Ярошенко.
По его словам, так может быть квалифицирована, например, посадка леса силами общественной организации (деятельность в сфере социально-экономического развития); тушение пожара на природной территории – тоже (деятельность в сфере обеспечения общественной безопасности), привлечение детей к посадке деревьев или уборке территории (вовлечением несовершеннолетних граждан в деятельность в сфере социально-экономического развития), и так далее.
«Мы предлагали другое определение политической деятельности, принятое во всем мире, – это «участие в борьбе за власть», – заявила ТАСС член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева. По ее словам, подобные нормы узаконят действия Минюста при составлении списка «иностранных агентов», с которыми не согласны правозащитники. Кроме того, необходимо заменить сам термин «НКО, выполняющая функции иностранного агента, поскольку он звучит оскорбительно, считает Алексеева.
В соответствии с законом «О некоммерческих организациях» тем из них, которые, занимаясь политической деятельностью, получают при этом финансирование или имущественную помощь от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, присваивается статус «иностранного агента». В таком случае они обязаны зарегистрироваться в этом качестве в Минюсте и упоминать о своем статусе при публикациях в СМИ и в интернете. За уклонение от регистрации НКО могут быть подвергнуты штрафу.
Реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, размещен на сайте Министерства юстиции. В настоящее время в нем числится 113 организаций.
В настоящее время законопроект, предложенный Минюстом, проходит независимую антикоррупционную экспертизу, которая продлится до 27 января.