Создание единого типа учреждений для детей-сирот позволит сохранять родственные связи и не разлучать братьев и сестер, оставшихся без попечения родителей. Об этом говорилось на заседании Совета при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере 1 февраля.
На данный момент организации для детей-сирот разделены между системами здравоохранения, образования и соцзащиты.
Дети от 4 до 18 лет, в зависимости от состояния их здоровья, находятся в учреждениях системы образования или соцзащиты, а дети от 0 до 4 лет – в системе здравоохранения, отметила вице-премьер РФ Татьяна Голикова.
«Мы насчитали 13 типов организаций для детей-сирот, – написала в Facebook по итогам своего выступления на заседании Совета Елена Альшанская, президент Благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам». — Это, не считая СРЦ (социально-реабилитационных центров – прим.) и приютов, где тоже находятся дети».
«Если одному ребенку три, а другому семь – их сегодня разлучат. Если один здоров, а другой с инвалидностью, их разлучат, разместят в разные организации, иногда на разные концы региона», – добавила она.
«Мы все чаще обсуждаем возможности унификации наших учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», – сообщила Татьяна Синюгина, заместитель министра просвещения РФ.
«Мы понимаем, что нам придется поработать над внесением изменений в Семейный кодекс, потому что именно там прописаны типы учреждений для детей сирот, которые разнятся в зависимости от возраста и состояния здоровья ребенка», – отметила она.
Заместитель министра рассказала о предстоящем сокращении числа детей, которые находятся под присмотром одного воспитателя, в так называемой воспитательской группе. «Сегодня их восемь, мы предлагаем сократить численность детей до шести. Это даст возможность более индивидуально работать с каждым ребенком», – пояснила она.
Детдомовцы получат карманные деньги
Участники заседания указали на такие нерешенные проблемы, как неподготовленность выпускников сиротских учреждений к самостоятельной жизни, недостаточная квалификация персонала, низкое качество медицинского обслуживания.
«Надо, чтобы у ребенка была возможность ходить вместе с воспитателем в магазин, участвовать в готовке, в простом бытовом труде. И конечно же учиться в обычной внешней школе с другими детьми», – отметила Елена Альшанская.
Персоналу учреждений для детей-сирот необходимо оказывать комплексное сопровождение, стимулировать к повышению квалификации, прививать основы корпоративной культуры и понимание того, что такое «миссия организации», сказала Елена Береговая, директор Благотворительного фонда «Образ жизни».
Анна Битова, директор РБОО «Центр лечебной педагогики», привела примеры формального подхода к оказанию медицинской помощи детям-сиротам. В одном из регионов России у четырнадцатилетней девочки с полной расщелиной мягкого и твердого неба в листе диспансеризации и лор, и стоматолог написали: «Здорова». А в Красноярском крае ребенок за год был пять раз госпитализирован в психиатрическую больницу из-за того, что не слушал воспитателя. Между тем, это был слабослышащий ребенок, которому не выдали слуховой аппарат.
Министерство просвещения готовит изменения в текст постановления правительства № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В них может быть предусмотрено создание условий для участия детей в приготовлении пищи, обслуживании себя, для выделения им карманных денег.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, как и любые другие дети, должны иметь возможность посещать детский сад, получать образование и медицинскую помощь за стенами учреждения, считает Татьяна Синюгина.
Основная жалоба – буллинг
Заместитель министра рассказала об опросе, проведенном среди воспитанников учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Оценивая уровень своего комфорта и благополучия, дети в первую очередь жаловались на буллинг со стороны сверстников. Как выяснилось, у педагогических коллективов пока что не хватает профессиональных компетенций для разрешения таких ситуаций.
Кроме того, дети говорили об отсутствии условий для социализации и самореализации. Для них также очень дороги родственные взаимоотношения, поддерживать которые бывает сложно из-за удаленности детского учреждения от того места, где ребенок жил раньше.