Как в российских школах и вузах будут воспитывать обучающихся, обсудили на онлайн-совещании в Госдуме, проведенном по инициативе профильного комитета по образованию и науке. Поправки к закону об образовании, обязывающие учебные заведения не только обучать дошкольников, школьников и студентов, но и воспитывать их, были приняты летом 2020 года.
Такие обсуждения в ближайшем будущем станут регулярными, поскольку за текущий учебный год должны быть разработаны все необходимые нормативные документы, программы и рекомендации, а уже с 1 сентября 2021 года педагоги должны будут применять воспитательный компонент на практике.
Основным инструментом в новой воспитательной политике должны стать программы и календарные планы, рассказали участники онлайн-встречи. По их мнению, эти документы в идеале должны разрабатываться самими учителями, по возможности – с привлечением родительской общественности, а иногда и с учетом мнения самих школьников. Некоторые эксперты высказали пожелание, чтобы воспитательные программы были максимально гибкими, учитывали опыт и специфику конкретных школ и вузов и были максимально связаны с практической стороной.
Есть четыре воспитательные среды, в которых оказываются учащиеся, всего четыре – это семья, школа, улица и информационное пространство, заявил глава Минпросвещения Сергей Кравцов. Последнее, считает чиновник, часто имеет негативное влияние на подрастающее поколение, но изменить его воспитательный эффект можно, если взяться за производство «позитивного контента» – мультфильмов, образовательных роликов и других онлайн-продуктов.
Министр также заявил о необходимости межведомственного взаимодействия между Минобром , Минпросом и смежными министерствами – Минспорта, Минкультом, Ростуризмом и Минприроды, которые могли бы помочь воспитать в детях любовь к родной природе, путешествиям, русской культуре и внушить ценности здорового образа жизни.
О роли классных руководителей в воспитательном процессе рассказал директор московской школы №814 Максим Иванцов. Он уточнил, что на этих педагогов ляжет основная нагрузка, и значит, им придется развивать свои психолого-педагогические компетенции. Вопрос программ дополнительного образования для учителей сейчас обсуждается, пока они в работу не запущены.
Иванцов также подчеркнул, что с 1 сентября 2021 года классные руководители будут выполнять новые для себя обязанности «координатора по межведомственному взаимодействию». Это означает, что педагог должен будет стать связующим звеном между учащимся и его семьей – и различными организациями. Например, если ребенку необходимо найти кружки – подсказать родителям, куда им стоит обратиться, рассказать о возможностях профориентации, различных программах дополнительного образования и так далее.
Кроме того, классный руководитель станет первым, кто будет контролировать неблагополучные семьи – в этом случае он также должен будет определить маршрут дальнейшей помощи.
С критикой части внесенных в закон поправок выступил депутат Госдумы Олег Смолин. Он подчеркнул, что требования, которые выдвигает закон, скорее всего приведут к излишней бюрократизации образовательного процесса: учителя будут составлять планы и отчеты, а заниматься собственно воспитанием у них уже не будет времени.
Депутат призвал максимально разгрузить педагогов, избавив их от бумажной рутины, а также избегать от формального подхода. «Дети чувствуют, когда что-то делается для них, а когда – по плану, для отчета», подчеркнул он.
На встрече обсуждались также вопросы воспитания в вузах (его хотят ориентировать на решение морально-нравственных задач), финансирования (педагогам, ответственным за воспитание, пообещали надбавки), критерии оценки результата воспитательной работы (их пока установить не удалось).
Прозвучало предложение привлекать к воспитанию школьников и студентов так называемых «социальных партнеров» – это в чем-то напоминает советское «шефство», когда представители заводов и фабрик курировали конкретные учебные заведения и помогали заинтересованным детям построить свой образовательный и в будущем рабочий маршрут.
Воспитательно-патриотический компонент стоит искать во всех без исключения предметах, считают некоторые из участников встречи. Один из них привел в пример опыт уральских педагогов, которые на уроке физики объясняли одну из тем на примере Дороги жизни в блокадном Ленинграде, рассказав, как специалисты, пользуясь необходимыми знаниями, рассчитали график движения грузовиков так, чтобы те не сломали лед.