Фрунзенский районный суд Саратова признал иностранным агентом региональную общественную организацию больных сахарным диабетом и назначил ей штраф в 300 тыс. рублей, передает РБК.
«Решение не совсем законно, потому что медицинские организации вне отношений, связанных с иностранными агентами, мы не занимаемся политической деятельностью по своей природе, у нас защита прав граждан и оказание медпомощи», — отметил защитник организации, член общественного совета при Минздраве Николай Дронов.
Прокурорская проверка в отношении Саратовской региональной общественной организации инвалидов, больных сахарным диабетом, была проведена после жалобы студента Саратовского государственного медицинского университета Никиты Смирнова. Он прочитал о деятельности организации в интернете и решил, что она существует на деньги иностранных компаний. Придя к такому выводу, студент «посчитал гражданским долгом подать сигнал» в прокуратуру.
Основной документ, на который опиралось обвинение, – это экспертное заключение доктора исторических наук Ивана Коновалова. В нем излагались «неполные данные» некоей «банковской выписки», согласно которой с 2014 по 2016 год организация получила 645 тысяч 500 рублей от «зарубежных фармацевтических компаний».
Перечисленные Иваном Коноваловым компании – это ООО «Джонсон и Джонсон», ООО «Ново Нордиск», АО «Эли лили Восток С. А.», ООО «Герофарм», ООО «Аванта Трейдинг», ООО «Компания «ЭЛТА» и ООО «Эббот Лабораториз».
«Почти все эти компании – ООО, – отметила ранее в интервью «Милосердию.ru» президент Московской диабетической ассоциации Эльвира Густова. – Это или совместное производство, или производство, локализованное в России, как, например, у «Ново-Нордиск». Деньги перечислялись с российских счетов. Эти компании работают по договорам о совместном производстве лекарств с российским правительством».
Пожертвования от фармкомпаний поступали на проведение пациентских конференций, посвященных профилактике и лечению сахарного диабета, на организацию диаспартакиады – спортивных соревнований для людей, больных сахарным диабетом, и т.п. Часть из этих мероприятий проводилась на условиях софинансирования: президентские гранты, плюс благотворительные пожертвования фармкомпаний.
В прокуратуре указали, что пациентская организация занималась «мониторингом болевых точек региона, особенно в сфере оказания медицинской помощи населению», а эта информация, поясняли в ведомстве, может использоваться для «инспирирования протестных настроений».
«Мониторингом болевых точек» обвинение сочло заполнение стандартной документации при оформлении договоров пожертвований на деятельность организации. А «инспирированием протестных настроений» – защиту прав пациентов на своевременное лекарственное обеспечение.
Настаивая на присуждении обществу инвалидов статуса иностранного агента, обвинение ссылалось на статью 2 ФЗ «О некоммерческих организациях», где перечислены признаки НКО, выполняющей функции иноагента.
Но в одном из абзацев этой статьи ясно говорится, что к политической деятельности не относится деятельность НКО в сфере здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки инвалидов, благотворительности.
При этом в одном из постановлений Конституционного суда уточняется, что, если организация занимается именно такой деятельностью, она не может считаться выполняющей функции иностранного агента, какими бы ни были источники ее финансирования.
По словам Николая Дронова, пациентская организация намерена обжаловать решение в Саратовском областном суде.