Команда молодых ученых Первого МГМУ имени И.М. Сеченова и Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ создала первое в России приложение с технологий виртуальной реальности для поведенческой терапии детей и подростков с расстройством аутистического спектра (РАС).
С помощью приложения VR Inclusion и обычных очков дополненной реальности дети смогут развивать социальные, бытовые и адаптивные навыки в контролируемых и безопасных условиях, без стрессов и других травмирующих факторов.
Приложение протестировали на пяти подростках с РАС в одном из ресурсных центров Москвы: в виртуальной реальности они учились безопасно переходить через проезжую часть.
«Мы получили прекрасные отзывы от родителей и тьюторов, – говорит один из разработчиков приложения, специалист по научно-методической работе института клинической медицины имени Н.В. Склифосовского Сергей Бордовский. – Все дети сумели спокойно перенести полученный виртуальный опыт в реальные условия. Более того, сам процесс обучения очень увлек участников. Мы ожидали, что дети могут негативно воспринять VR- гарнитуру, ведь при аутизме очень высокая чувствительность к любым избыточным стимулам. Но ничего подобного не произошло – детям было очень интересно находиться в виртуальной среде, и они не испытывали никакого дискомфорта».
Сейчас команда продолжает тестировать программу и разрабатывает для нее инклюзивный сценарий по пользованию общественным транспортом. В перспективе с ее помощью можно будет освоить навыки похода в магазин, посещения врача, школы и множество других.
Пока программа предназначена для обучения ребенка врачом, психологом, педагогом или тьютором в поликлинике, реабилитационном центре или ресурсном классе школы. В дальнейшем ей можно будет пользоваться в домашних условиях.