С 1 сентября в России можно будет учреждать посмертные наследственные фонды. Доход от них может направляться в том числе и на цели благотворительности, позволяя гражданам завещать свои средства на постоянно действующие проекты. На днях Госдума приняла в первом чтении законопроект, устанавливающий порядок действий нотариуса при создании такого рода фондов.
«Наследственный фонд создается после смерти наследодателя, становясь одним из наследников, и действует бессрочно или в течение определённого наследодателем срока, – рассказал глава комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.
– В соответствии с волей наследодателя из доходов наследственного фонда или из его имущества могут производиться выплаты определенным лицам. Это могут быть члены семьи, различные организации или граждане. Таким образом, наследодатель обеспечит финансовую поддержку этих лиц даже после своей смерти.
Кроме того, выплаты могут производиться и другим лицам, которые будут определяться попечительским или иным советом фонда, что позволит реализовать волю умершего по осуществлению благотворительности. Например, по поддержке одаренных детей, выдающихся ученых, спортсменов. Самым известным примером наследственного фонда за рубежом является фонд Альфреда Нобеля, из которого выплачиваются знаменитые нобелевские премии».
«Наши бизнесмены очень к этому готовы, многие из них в своих интервью говорят о том, что совершенно не собираются оставлять все свое наследство детям. Так говорил и Владимир Потанин, и Михаил Фридман, и Алишер Усманов. Думаю, что на такой инструмент, несомненно, будет спрос, правда, он будет зависеть от качества закона», — рассказала «Коммерсанту» директор благотворительного фонда CAF Россия (признан в РФ иноагентом) Мария Черток.
Владелец компании «Интеррос», президент «Норникеля» Владимир Потанин был среди тех, кто первыми заявил, что богатство должно работать на общественное благо, напомнила гендиректор благотворительного фонда Потанина Оксана Орачева. Потанин первым из российских предпринимателей присоединился к Клятве дарения, обещав передать большую часть своего состояния на благотворительность.
«Наследственные фонды — это российский аналог трастов и во многом инструмент, определяющий, каким образом можно потратить деньги в соответствии с волей человека или корпорации. Мы знаем, что этот инструмент активно используется в самых разных странах, и вполне успешно. Ведь тем самым можно на длительную перспективу развивать благотворительные проекты», — отметила Оксана Орачева.
В настоящее время общие затраты на филантропические программы участников конкурса «Лидеры корпоративной благотворительности» в 2017 году составили 43 млрд руб., годом ранее – 20 млрд руб. Более половины из этой суммы предоставили «АЛРОСА» и «Норникель».