В России может сократиться число некоммерческих организаций в ближайшие годы. Такой прогноз дает Светлана Маковецкая, директор центра ГРАНИ, член Совета по правам человека при президенте РФ, член жюри кейс-чемпионата по управлению НКО «Разумеется».
Эксперт определила шесть основных проблем, с которыми предстоит разобраться активистам, властям и общественности, чтобы сохранить и развить некоммерческий сектор в стране.
Первая проблема – поколенческий переход. «В известных и состоявшихся НКО лидеры – это люди в возрасте. Чтобы организации развивались, нужно совершить поколенческий переход. Должна появиться молодая поросль лидеров или даже формироваться коллективное лидерство. Этим людям необходимо давать возможность создавать новое внутри структуры, а не отпочковываться, не разрушать организацию. Пока такая „гражданская карьера« у нас не реализована», – отмечает Маковецкая.
Вторая проблема – отношение к НКО. «Трудно объяснить соседям и родителям, чем же ты по жизни занимаешься. Для них НКО – это не норма, а какой-то изыск или неуспешность. <…> При этом мало кому приходит в голову, что некоммерческая организация – это вообще другой тип ви́дения жизни. Там, где для всех темнота и неизвестность, человек из НКО прокладывает путь на ощупь», – указывает эксперт. По ее словам, за почти 30 лет с начала развития некоммерческого движения в России нормализации отношения к людям в НКО не произошло.
Третья проблема – неравномерность расположения НКО: в России она огромная, и это отличает нас от остального мира. «Расстояние не проблема, если ты в цифровой коммуникации – можно участвовать онлайн в конференциях и в благотворительности. Цифровизация позволяет сократить неравномерную распределенность, но этого недостаточно», – говорит эксперт.
Четвертая проблема – бюрократические барьеры. «Наше законодательство устроено так, что людям проще сброситься рублем и ничего не регистрировать, чем официально регистрировать НКО, а потом сдавать отчеты, проходить контроль и надзор. Никому этого не хочется. С этим связана высокая „младенческая смертность« организаций: поработали немного, поняли, что тяжело и сложно, – закрылись. Есть много сообществ, которые могли бы быть полноценными организациями, если бы среда была получше», – считает Маковецкая.
Пятая проблема – сокращение источников финансирования. НКО в России чрезвычайно зависимы от деятельности государства, в том числе потому, что любые большие деньги – государственные, у бизнеса их намного меньше, говорит эксперт. «Сейчас разнообразие ресурсов сокращается. Если так продолжится и дальше, то количество НКО будет стремительно уменьшаться. Логика такая: проще объединиться в одну организацию, чем быть шестью разными. Так меньше административных расходов, все равно деньги из одного ресурса – государственные гранты, субсидии. Их можно получать сразу на всех», – прогнозирует Маковецкая.
Шестая проблема – отраслевые специфики. «Сейчас государство задает некую моду на сферу деятельности, в которой, как им кажется, должны работать организации», – говорит эксперт. Так, стало очень много НКО в сфере здорового образа жизни; в 90-е такими значимыми вершинами НКО-ландшафта были правозащитники. «Сегодня нигде в мире нет столько правозащитных организаций, как у нас в регионах», – отмечает она.
«То, в каком состоянии сейчас находится страна – сначала пандемия, а теперь закрытие со всех сторон – конечно, влияет на развитие НКО. Часть из них, пока непонятно какая, становятся антихрупкими – приобретают особый иммунитет, в этом смысле есть надежда, что они выживут», – резюмирует Светлана Маковецкая.