Госдума рассмотрит 14 ноября предложение главы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игоря Артемьева о введении механизмов принудительного лицензирования, которые позволят, в частности, производить в России лекарства без согласия зарубежных правообладателей. Об этом сообщили представители фракции ЕР в нижней палате парламента.
До того проект будет рассмотрен в правительстве. Разработчики надеются получить его одобрение и обеспечить максимально быстрое прохождение документа через Думу и Совет Федерации.
В последние годы неоднократно отмечались случаи, когда транснациональные фармацевтические корпорации отказывались поставлять в Россию жизненно важные лекарства, пояснил глава ФАС на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым 8 ноября. Прежде всего это касается лечения тяжелых заболеваний у детей, отметил он, напомнив, что недавно вопросы закупки незарегистрированных в России противосудорожных средств пришлось решать на уровне главы правительства.
«В мире существует такая практика, и мы это сделали – соответствующие поправки в Гражданский кодекс, – рассказал Игорь Артемьев. – Суть их такова. Если иностранная фирма, обладающая патентом (то есть только она имеет право производить это лекарство), будет завышать, устанавливать монопольно высокие цены либо прямо откажется поставлять лекарства, необходимые для граждан Российской Федерации, то правительство в соответствии с Парижской конвенцией и правилами ТРИПС ВТО (соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности Всемирной торговой организации – прим. ред.) сможет выдать соответствующее разрешение российской научной лаборатории на синтез этого лекарства и мы будем производить его сами».
«Да, мы заплатим от имени Российской Федерации справедливую цену, так называемые роялти, патентообладателю и будем делать это для российских граждан, невзирая ни на какие препоны», – подчеркнул глава ФАС, выразив уверенность в поддержке законопроекта правительством.
«Это важная гарантия – особенно в мире, где зачастую коммерческие интересы ставятся выше, чем вопросы охраны здоровья, – заявил Дмитрий Медведев. – Или в ситуации, когда, по сути, ведутся торговые войны и та или иная страна может отказаться от исполнения своих обязательств, или наложить мораторий на исполнение этих обязательств, или запретить, допустим, передачу лицензий, связанных с патентованием какого-либо лекарства, другой стороне, желая навредить или по каким-то другим причинам».