Новые ограничения на доступ к больным, находящимся в реанимации, содержатся в вышедшем в январе 2023 г. письме Минздрава, сообщила «Милосердию.ru» адвокат, основатель компании «Факультет медицинского права» Полина Габай.
Речь идет о документе, разъясняющем приказ Минздрава от 19.08.2020 №869н. В этом приказе установлены требования при посещении пациентов отделений реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ).
Теперь министерство проанализировало практику допуска в реанимацию и выпустило разъяснения, сопроводив их краткой памяткой, с которых посетителей рекомендуется ознакомлять под расписку.
В этой памятке, в частности, говорится, что «посетители, не являющиеся прямыми родственниками пациента, допускаются в ОРИТ только в сопровождении близкого родственника (отца, матери, жены, мужа, взрослых детей)».
Но такой подход неверен, отмечает Полина Габай, ведь в самом приказе говорится о посещении просто родственниками, другими членами семьи и законными представителями, в том числе в реанимации.
Получается, что теперь Минздрав произвольно решил, кого считать родственниками пациента. Это противоречит Семейному кодексу, где к близким родственникам отнесены отцы, матери, дети, дедушки, бабушки, внуки (прямые родственники), а также полнородные и неполнородные братья и сестры.
«Если медорганизации начнут слепо следовать письму Минздрава, братья и сестры больного не смогут посетить его в реанимации, потому что не являются прямыми родственниками. Бабушки, дедушки и внуки пациента также не смогут их сопровождать, так как не упомянуты в памятке в качестве близких родственников. Также Минздрав забыл упомянуть о праве на доступ к больному его законных представителей – опекунов, попечителей, усыновителей», – указывает эксперт.
Также опубликованные Минздравом правила воспрещают допуск в отделения реанимации и интенсивной терапии детей до 14 лет. В законе такого требования нет, оно было в его проекте, но затем его исключили.
Посещать находящихся в реанимации детей до 14 лет также запрещается, говорится в памятке.
Еще одно ограничение касается числа посетителей: если в приказе говорится об одновременном допуске не более двух посетителей к одному пациенту, то в правилах – не более двоих в одну палату. Тем, кто пришел к другим пациентам, очевидно, придется ожидать своей очереди, предполагает юрист.
Правила и памятка Минздрава воспрещают допуск в ОРиТ нетрезвых посетителей; людей с признаками ОРВИ; доступ в палаты во время инвазивных манипуляций (интубация трахеи, катетеризация сосудов, перевязки и т. п.), проведения сердечно-легочной реанимации и т. д. Посетителям запрещается подходить к другим пациентам и разговаривать с ними.
Нововведения, изложенные в письме Минздрава, не только незаконные, но и абсурдные, уверена Полина Габай. В частности, они лишают людей права на посещение адвокатом без сопровождения близкого родственника, которого у пациента может и не быть.
Больницы должны в первую очередь руководствоваться самим приказом, а не этими пояснениями к нему, и допускать в ОРИТ родственников и законных представителей в соответствии с тестом приказа, подчеркивает эксперт. По ее словам, клиники вправе разработать собственные памятки для пациентов, лишенные указанных недостатков.