Комплекс мер по снижению численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до четырех лет в сиротских учреждениях будет запущен в течение полугода в 11 российских регионах, сообщила уполномоченный по правам ребенка при президенте России Мария Львова-Белова.
«Проект довольно амбициозный, и был рожден после того, как омбудсмен поддержала работу коалиции „Семья с рождения« и представила идею нового проекта президенту. С одной стороны, замечательно, что идеи, декларируемые собранием фондов, поддерживаются на столь высоком уровне», – прокомментировала инициативу «Милосердию.ru» Варвара Пензова, директор фонда «Дети наши».
Вместе с тем, существуют и некоторые риски, подчеркивает она. «Во-первых, есть риск, что некоммерческие объединения с их прогрессивными практиками не возьмут в проект в качестве партнеров, потому что исполнители – госструктуры на местах – по-разному относятся к взаимодействию с НКО. Опора на уже проверенные практики и опыт некоммерческих организаций, на мой взгляд, является важной составляющей успеха проекта в целом», – отмечает Пензова.
«Также важно помнить, что главная задача грядущих изменений – улучшение качества жизни детей. Добиться цели любой ценой, за счет, например, простого упразднения домов ребенка – неверный и рискованный путь», – считает глава фонда.
По ее мнению, чтобы цели проекта были достигнуты, необходимо создать условия, подготовить альтернативные и безопасные места размещения детей – надежные семьи, где детям будет оказан должный уход, забота и внимание любящих, профессионально отобранных и подготовленных людей.
«В первую очередь нужно руководствоваться именно интересами детей, поставить в качестве приоритета не только их физическое здоровье, но и эмоциональное состояние. И здесь тоже не обойтись без НКО и их опыта, проверенных практик, налаженных схем и методов работы», – говорит Пензова.
Планируется, что в ходе реструктуризации сиротских учреждений детей в них станет меньше благодаря работе с кровными семьями, новым формам семейного устройства (например, временные ресурсные семьи, где ребенок может находиться, пока органы опеки работают с кровными родителями или ищут приемную семью).
Если опыт Воронежской, Новосибирской, Тюменской, Калининградской, Пензенской, Нижегородской и Московской областей, а также Приморского, Ставропольского, Пермского и Краснодарского краев признают успешным, его распространят на все остальные регионы страны.