В Москве возбуждено уголовное дело после гибели недоношенного ребенка, тело которого отказались выдать родителям для погребения. По мнению Следственного комитета, имеются основания полагать, что врачами перинатального центра при городской больнице №24 были оказаны беременной пациентке услуги, не отвечающие требованиям безопасности жизни и здоровья, которые по неосторожности привели к смерти плода.
В свою очередь, в Департаменте здравоохранения Москвы заявили Милосердию.ru, что медики действовали в рамках приказа Минздрава о критериях рождения, устанавливающего, при каких условиях за жизнь новорожденного необходимо бороться. Сведения о произошедшем в больнице содержат врачебную тайну, поэтому сообщение какой-либо информации по данному случаю не является возможным, говорится в официальном ответе администрации ГКБ №24.
«Нам помогают юристы Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства. Сейчас идет период сбора и приобщения доказательств», – рассказала Милосердию.ru мать ребенка Мария Костреба.
Мария Костреба рассказала, что во время беременности неоднократно проходила УЗИ, данные которого подтверждают, что к моменту родов срок вынашивания превышал 22 недели, то есть ребенка необходимо было попытаться спасти. В информационную систему больницы были внесены сведения о росте и весе плода, согласно которым он не подходил под критерии живорождения. Однако во время нахождения в больнице Мария Костреба сумела получить документ из ее лаборатории, где от руки были указаны другие данные о ребенке, превышающие необходимые параметры.
Также она обратилась в ряд инстанций с жалобой на то, что несмотря на просьбы семьи, ей не выдали тело для погребения, сообщив, что оно сожжено в качестве медицинских отходов.
«Мы видим, что сам действующий порядок сталкивает врача и пациента лбами. Восприятие срока беременности в 22 недели как некоей границы между «отходами» и «человеком», влекущее за собой, в том числе, фактическую невозможность для матери официально похоронить потерянного ребенка, делает врача адресатом всех тех негативных эмоций, которые испытывает Мария», – пояснила представляющая интересы семьи юрист София Дробязко.
«Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства приглашает врачебное сообщество к диалогу, – заявила юрист. – Мы уверены, что врачи – первые, кто заинтересован, чтобы любая женщина могла похоронить плод любого срока беременности. Если бы с врачей была снята ответственность за эти решения, если бы плод выдавался по желанию, одно это существенно изменило бы отношения между врачами и пациентами. Подобная зарубежная практика существует».
Родители умершей девочки просят Роспотребнадзор проверить порядок утилизации останков погибших детей в медучреждениях.
В настоящее время медицинские критерии рождения, соответствующие критериям Всемирной организации здравоохранения, установлены приказом Минздрава. Это срок беременности 22 недели и более при массе тела ребенка при рождении 500 грамм и более (или менее 500 грамм при многоплодных родах), а если масса при рождении неизвестна – при длине тела ребенка при рождении 25 см и более. Также рождение признается, если ребенок не достиг таких показателей, но сумел прожить вне тела матери более 168 часов (7 суток). ВОЗ использует эти критерии в целях сбора статистики, но в России их стал применять для определения статуса ребенка, признавая его человеком лишь в случае соответствия им.
В 2020 году Минздрав выпустил методическое письмо «Реанимация и стабилизация состояния новорожденных в родильном зале», где предписывается реанимировать при наличии показаний детей, родившихся на сроке 22 недели и более, при наличии хотя бы одного из четырех признаков живорождения (дыхание, сердцебиение, пульсация пуповины и произвольные движения мускулатуры). Если прогнозируется рождение недоношенного ребенка на сроке 32 недели и менее, в родильный зал заранее должна быть вызвана реанимационная бригада.
В декабре 2020 года председатель совета Российского общества неонатологов Олег Ионов заявил о намерении активистов этой организации добиваться пересмотра критериев, которые сейчас обязывают врачей реанимировать недоношенных младенцев с 22 недели беременности.
«- Акушерский срок беременности считается с первого дня последнего менструального цикла, т.е. первый день последней менструации – это первый день первой акушерской недели беременности. Основным критерием рождения является срок беременности 22 недели. Т.е. если роды произошли начиная с первого дня 22 недели беременности, независимо от того родился ребенок живым или мертвым, на него выдается свидетельство о перинатальной смерти, а значит родители имеют право забрать тело ребенка для захоронения. На более ранних сроках тело ребенка может быть выдано родителям, только если он прожил более 168 часов (7 суток) после родов.Если трагические события произошли на сроке беременности менее 22 недель, и ребенок прожил менее 168 часов, то официально забрать тело ребенка для захоронения (и официально захоронить тело) родители не смогут. Можно пробовать только договариваться с администрацией медучреждения. Родителям нужно еще по возможности проверить, правильно ли посчитаны сроки. Важны именно акушерские недели. Если действительно врачи ошиблись с подсчетом недель, то возможно обратиться с официальным письмом к администрации», – рассказала Милосердию.ru юрист-консультант фонда «Свет в руках» Ольга Мустафаева.
В случае рождения мертвого ребенка или его смерти в роддоме выдача тела не регламентируется отдельным документом. Погребение такого плода родителями не предусматривается, его останки утилизируются как медицинские отходы в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». В соответствии с п.59 этого постановления, патолого-анатомические и анатомические отходы подлежат кремации или захоронению на кладбищах в деревянных ящиках организацией, имеющей соответствующую лицензию.Как ранее сообщила Милосердию.ru сотрудница одного из роддомов, хотя на умерших младенцев, рожденных до 22 недели, не оформляется свидетельство о смерти, часто родителям удается забрать тела детей, погибших при преждевременных родах, и организовать похороны.
Отметим, что в перинатальном центре при 24 ГКБ работает программа перинатальной паллиативной помощи детского хосписа «Дом с маяком» для семей, ожидающих детей с тяжелыми диагнозами, которые могут привести к смерти младенца сразу или вскоре после родов. Как ранее сообщал наш портал, в команде хосписа работают акушер-гинеколог, неонатолог, специалист по паллиативной помощи, психолог, сопровождающая на родах, фотограф, при необходимости могут подключится социальный работник и юрист, есть возможность пригласить священника. Во время беременности и подготовки к родам они сопровождают родителей на приемы к врачу, помогают наладить коммуникацию с медицинским персоналом в женской консультации и роддоме, дают информацию о диагнозе, оказывают психологическую поддержку. Во время родов сотрудники программы стараются помочь родителям в решении различных, в основном организационных вопросов, таких как посещение реанимации, крещение, памятная фотосъемка. Если ребенок погибает во время родов или сразу после них, организуют прощание. Если ребенок продолжает жить – помогают забрать его домой и осуществляют паллиативный уход.