В Общественной палате Москвы обсудили проект Регламента отобрания детей из семей при непосредственной угрозе жизни ребенка или в случае жестокого обращения с ним.
Регламент должен стать инструкцией для органов опеки, работников полиции, инспекции по делам несовершеннолетних и других структур. Сотрудники этих учреждений нуждаются в четком, пошаговом механизме, как действовать в случае угрозы ребенку, отметила заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения Москвы Алла Дзугаева.
Однако в том виде, в каком документ был представлен, он вызвал ряд замечаний со стороны экспертов. Обсуждение длилось два часа, после чего было принято решение обобщить и проанализировать новые предложения, а затем в течение двух недель доработать Регламент.
Параллельно, несмотря на незавершенность работы над основным документом, к нему будут составлять своеобразное приложение – методические рекомендации, где пропишут основные критерии «неблагополучности» семьи.
Предложения, озвученные во время обсуждения Регламента в Общественной палате Москвы, касались как психологических, так и юридических моментов, связанных с изъятием ребенка.
«Очень важно учитывать мнение самого ребенка, насколько ему комфортно в семье, с родителями. Не менее важно дать возможность и самим родителям объяснить и защитить свою позицию в отношении детей», – отметила доктор психологических наук Галина Семья.
«Обязательно необходимо информировать родственников, куда увезли ребенка. Оставить хотя бы телефон, где родные могут узнать о судьбе малыша, что они должны делать дальше в ситуации, когда ребенка изъяли», – сказал юрист Антон Жаров.
Многодетная мать Наталья Карпович считает необходимым обязательное медицинское освидетельствование родителей.
Для реагирования на «сигналы» об угрозе жизни и здоровью ребенка в нерабочее время нужно создать специальные «ночные группы», в которые должны входить инспекторы по делам несовершеннолетних, юристы, представители органов опеки, врачи, заявила председатель комиссии по образованию ОП Москвы Мария Лазутова.
Необходимо предусмотреть, как органы опеки должны действовать в случае «ложных вызовов», когда семья подверглась стрессу, а факты плохого отношения к ребенку не подтвердились, отметила руководитель Общественного совета при Департаменте труда и социальной защиты населения Москвы Ирина Полежаева.
Тем временем некоторые положения Регламента уже вызвали резкое осуждение со стороны родительской общественности. На сайте Citizengo.org собирают подписи под петицией на имя мэра Москвы Сергея Собянина, уполномоченного по правам ребенка в Москве Евгения Бунимовича и др. с просьбой «не допустить нарушения Конституции» при принятии этого документа и провести его широкое обсуждение.
Авторы петиции – родители из инициативной группы «Защитим наши семьи». По их мнению, Регламент должен был решать совсем другие задачи, а не те, которые поставили перед собой его разработчики. Он должен был исключить «любую практику немедленного внесудебного отобрания детей у родителей иначе как на основании статьи 77 Семейного кодекса РФ» (при непосредственной угрозе жизни и здоровью) и указать «строгие границы» понимания этой угрозы. «Проект Регламента не решает ни одну из этих задач», – констатируется в тексте петиции.
Наибольшую критику инициативной группы вызвали следующие положения Регламента.
1. Возможность отобрания ребенка в ночное время и в нерабочие дни.
2. Право сотрудников полиции проникать в жилище граждан без согласия проживающих там лиц. «В случае отказа родителей (законных представителей) предоставить доступ в квартиру для проведения обследования, при наличии оснований полагать, что ребенок, находящийся в квартире, находится в обстановке, представляющей непосредственную угрозу его жизни или здоровью, сотрудник ОМВД в соответствии со статьей 15 Федерального закона 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» принимает решение о проникновении в жилое помещение», – говорится в тексте Регламента. На самом деле статья 15 закона «О полиции» допускает такое проникновение исключительно для пресечения преступления или для выяснения обстоятельств несчастного случая, под которым «право понимает ситуацию, приведшую к смерти человека или стойкой утрате им работоспособности», а вовсе не при «наличии оснований полагать», подчеркивают авторы петиции.
3. Создание консилиумов с участием отобранных органами власти общественных организаций и их участие в «выходе в семью». Эти лица не имеют права получать конфиденциальную информацию о жизни семьи без согласия родителей, отмечается в петиции.
По мнению инициативной группы, Регламент противоречит нормам федеральных законов, Конституции РФ и ратифицированных Россией документов международного права. В связи с этим авторы петиции требуют не принимать этот документ в его нынешнем виде.
Ранее президент РФ Владимир Путин дал поручение министерству труда и социальной защиты, Общественной палате РФ и уполномоченному по правам ребенка «проанализировать практику изъятия несовершеннолетних из семьи с точки зрения избыточно применяемых мер или неправомерного вмешательства в семью».
Дополнение: позже в Общественной палате Москвы заявили о продолжении обсуждения Регламента, в котором смогут принять участие представителей общественности.
В Москве готовят городской Регламент отобрания детей из семьи