В Ханты-Мансийском автономном округе принято решение о введении денежных сертификатов, позволяющих инвалидам самим выбирать поставщиков технических средств реабилитации (ТСР), которые будут оплачиваться из бюджетных средств. Такой же порядок стоило бы ввести в масштабах всей страны, считают эксперты.
«После получения сертификата инвалид сможет обратиться в любой магазин, взять счет, предоставить его в департамент социального развития автономного округа, который оплатит необходимый товар. Это позволит покупателю получить техническое средство в кратчайшие сроки», – рассказал глава региональной общественной организации инвалидов по зрению «Тифлопуть» Сергей Филатов.
«Это делается для того, чтобы люди с ограниченными возможностями здоровья сами выбирали поставщика реабилитационного средства. Такой персонифицированный подход позволит повысить качество и адресность реабилитации, привлечь на этот рынок социальных предпринимателей. Это нововведение тестировалось общественностью, в том числе в интернете. Большинство участников высказались «за»»,- заявила глава округа Наталья Комарова.
Ранее вопрос о введении сертификатов обсуждался Советом по делам инвалидов при губернаторе ХМАО. Как сообщалось, прежняя система централизованных закупок ТСР не позволяла учитывать индивидуальные потребности инвалидов, создавала ограничения по цене и качеству и обуславливала долгий период ожидания необходимых изделий.
Также отмечалось, что новая система закупок по сертификатам создаст условия «для долгосрочного развития рынка товаров и услуг, ориентированных на лиц с ограниченными возможностями здоровья и формирования перспективной ниши для малого бизнеса, занять которую могут в том числе предприятия, учредителями которых являются общественные организации инвалидов».
По мнению ряда политиков и экспертов, система приобретения ТСР с помощью денежных сертификатов должна быть распространена на всю страну. «Опыт регионов нас подталкивает к пониманию того, что и общую систему нужно изменить таким образом, чтобы человек, нуждающийся в технических средствах реабилитации, имел возможность выбрать их самостоятельно.
А для того чтобы он мог за них расплатиться, ему действительно можно было бы выдать некий сертификат наподобие того, что даёт право на получение материнского капитала», – рассказал «Парламентской газете» председатель комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский.
«Сейчас мы вынуждены подстраиваться под систему госзакупок и руководствоваться соображениями наименьшей цены, а не наилучшего качества. Так получилось, что действующая схема закупок не включает самого инвалида в процесс покупки той продукции, которая удобна именно ему. Инвалид вообще отстранён от участия в этом процессе», – пояснил сенатор.
«Конечно, при этом должны сохраниться принцип назначения коляски специалистами медико-социальной экспертизы, принцип сопровождения и консультирования инвалидов специалистами при подборе кресла-коляски, а также ряд других условий.
Предъявив сертификат, инвалид сможет приобрести наиболее подходящую ему индивидуально подобранную кресло-коляску, а поставщик – получить оплату при предъявлении использованного сертификата в уполномоченный государственный орган.
Переход на такую модель должен быть постепенным и безболезненным, можно было бы начать с пилотных проектов в отдельных регионах России», – заявил корреспондентам «КП» эксперт ОНФ по делам инвалидов Александр Лысенко.