В Екатеринбурге в ночь на 14 октября усилилось задымление из-за торфяного пожара. Дым в городе может сохраниться до дождей или даже снега, так как сейчас потушить большие площади торфяников сложно – на это требуется много воды. Так считает Григорий Куксин, руководитель противопожарной программы Greenpeace.
«Я думаю что до устойчивых осенних осадков это задымление сохранится. Это все можно потушить, но сейчас, на этой стадии, это настолько крупные площади, настолько много требуется воды и техники, что скорее всего значимого эффекта мы не увидим. Весьма вероятно, эта история с задымлением до осенних дождей и до снега, а дальше нужно будет отслеживать, чтобы эти пожары не пережили зиму и потом не продолжились весной», – пояснил Григорий Куксин «Милосердию.ру».
По словам эксперта, проблема в специфике ликвидации таких пожаров. Торфяники горят без открытого огня – тлеет почва, богатая органикой. Для того чтобы потушить тлеющий материал, надо его перемешать с водой, причем очень тщательно, как тесто, без комочков, чтобы не осталось ни одного не перемешанного кусочка, потому что торф очень плохо смачивается водой, когда горит. И если перемешать плохо, то разгорится снова.
«Проблема в том, что на каждый квадратный метр тлеющей поверхности, практически на каждый кубический метр, потому что тлеет там до метра в глубину, необходимо подать много воды – это тонна на квадратный метр», – рассказал эксперт.
На 1 гектар – уже 10 тыс. тон воды. Если горит несколько гектаров – необходимо целое водохранилище или целое озеро для тушения. Никакими пожарными машинами это не привезти, говорит Куксин, так как обычная пожарная машина вмещает до 2,7 тонн, а более вместительная – до 9 тонн, не проедет к болоту.
Для сравнения: на тушение 1 квадратного метра лесного пожара уйдет до 5 литров воды.
«Самое главная наука пожарных, которые тушат торфяники, это где взять воду. Строим плотины, перекрываем каналы, и если там накапливается вода, то что-то затапливаем, а какие то очаги тушим. Если не хватает воды, то прокладываем очень длинные магистральные линии из какого-то озера или карьеров и оттуда эту воду перекачиваем», – рассказал Григорий Куксин.
По его словам, никогда ранее в это время года не горели так сильно торфяники в Свердловской области. При этом, причина пожара – костер, окурок или поджог травы, так как торф никогда ни от какой жары сам не загорается. По мнению эксперта, в случае с торфяниками сложно установить точную площадь пожара.
Задымление в Екатеринбурге началось 11 октября. Сейчас смог стоит во всем городе, но больше всего – в микрорайоне Солнечный. Люди жалуются на плохую видимость и на то, что трудно дышать. Причина такой ситуации – тление торфяников на юге Свердловской области. Из-за задымления перекрыто движение на участке с 69 по 77 км федеральной автодороги «Екатеринбург — Шадринск — Курган».