В благотворительных организациях раскритиковали проект телеканала RT «Дальше действовать будем мы», который возглавила правозащитница Мария Баронова.
Главная особенность проекта заключается в том, что деньги «сразу поступают нуждающимся», об этом говорилось в заявлении телеканала.
«Дальше действовать будем мы» существует в соцсетях и мессенджерах, вот уже четыре месяца его ведут журналисты и продюсеры RT. Именно на них возложена обязанность проверять каждую историю, прежде чем рассказывать ее в соцсетях.
На прошлой неделе стало известно, что руководить проектом будет Мария Баронова. Она противопоставила сбор на личные карты нуждающихся деятельности благотворительных фондов, «которые собирают деньги на счета своих юрлиц и тратят деньги, иногда существенные, на свою операционную деятельность».
Жертвователь может превратиться в «личный кошелек» просителя
«В избранном подходе есть две опасности, – пишет на своей странице в Facebook главный редактор интернет-портала «Милосердие.ru» Юлия Данилова. – Первая – неподотчетный сбор на личные карты просителей.
Всем фондам, когда-то начинавшим точно так же, с энтузиазма, известны случаи, когда деньги, собранные на лечение, тратились на что-то другое.
Например, у нас на заре нашей деятельности был случай, когда родители тяжелобольного ребенка, получив сумму на счет, потратили ее не на лечение, а на автомобиль – так как «все равно ребенок умрет»».
Вторая опасность — это предоставление контактов просителей тем, кто желает им помогать. На самом деле человек, запросивший контакты, может оказаться жуликом или «хейтером».
С другой стороны, при личном общении жертвователя и получателя помощи порой складываются «токсичные отношения», когда благотворителя начинают воспринимать как «личный кошелек», как человека, обязанного помогать «пожизненно и обильно», отметила Юлия Данилова.
Деньги с личной карты могут расходоваться бесконтрольно
С тем, что огромная сумма денег, за которую ни перед кем не надо отчитываться, может стать непреодолимым искушением для родственников нуждающегося, согласны и другие эксперты.
«Идея и практика сбора средств на личные карточки нуждающихся – порочна и плохо кончается, – подчеркнул президент Благотворительного фонда «Предание» Владимир Берхин. – Потому что деньги в этом случае собираются и расходуется бесконтрольно».
«Произошла страшная трагедия – человек попал в аварию и нуждался практически во всем, – привела пример Лана Журкина, директор благотворительной организации «Дом друзей». – Пока лежал в больнице, помощь оказывала НКО: средства по уходу, медикаменты, перевязки, консультации специалистов, сиделка, ежедневная психологическая поддержка, разработка стратегии дальнейшей реабилитации, чтобы избежать глубокой инвалидизации».
После того как коллеги и профсоюз собрали крупную сумму для пострадавшего и передали ее семье, по словам Ланы Журкиной, больного забрали домой и лишили помощи специалистов. Деньги были потрачены на машину, ремонт и т.п.
Даже публикация в соцсетях документов о расходовании средств не застрахует от мошенничества, отметил консультант по развитию социальных и благотворительных практик Алексей Газарян. «Все бумажки с печатями, отсканированные и выложенные в сеть, – могут быть не более чем фикцией», – пишет он.
Спасают врачи, педагоги и адвокаты, а не деньги
Собирать деньги непосредственно на счета тех, кто нуждается в помощи, – это «в высшей степени вредная идея», считает член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Екатерина Шульман.
«Никакие медицинские и социальные болезни не лечатся прикладыванием денег к больному месту. <…> Сами по себе деньги никого не лечат, не обучают и не защищают. Это делают люди, к которым нуждающегося надо направить, привести и рассказать, зачем это нужно», – пишет она.
«Спасают врачи, педагоги, адвокаты, просветители, реабилитационные центры, учителя, тренеры, терапевты. Их работа должна быть оплачена, но должна быть оплачена полезная работа грамотных людей, а отличать нужное от ненужного и лечение от шарлатанства — это высокая компетенция и знание, зарабатываемое годами», – подчеркивает эксперт.
Такими знаниями и компетенциями, а также социальным весом и моральным авторитетом, обладают некоммерческие организации, отмечает она.
«Призывать «обходить фонды» в XXI веке — это все равно, что призывать пользоваться паровой машиной. Глупо, непрофессионально, неэффективно и смешно», – заявил соучредитель Благотворительного фонда «Нужна помощь», директор медиапортала «Такие дела» Митя Алешковский.
Журналисты не смогут качественно проверить «каждую историю»
Один из рисков, возникающих при оказании помощи «без посредников», – неэффективное расходование средств. «Встречается все что угодно, от опасных для здоровья реабилитаций до завышенных стоимостей раза в два <…> Сами просители могут не учитывать множества нюансов, вестись на маркетинговые уловки и распространенные мифы», – пишет Алексей Газарян.
Журналист не сможет все тщательно проверить и оценить целесообразность требуемой помощи, считает директор Центра проблем аутизма Екатерина Мень. «Каким образом журналисты могут проверять кейсы, в которых сплетены в тугой морской узел статьи множества законов, медицинская информация…, больничный ландшафт, собес, опека, вид раковой опухоли, тип диабета, распорядок интерната, пьющая, но любящая мать и взорвавшийся газовый баллон?», – пишет она.
Фонды тоже могут ошибаться, но это «наименьшее из зол». «Если вы уверены, что и фонды – с толпами экспертов, врачей, ученых, психологов, аналитиков – могут ошибаться, то как в чем-то может разобраться один журналист?» – спрашивает эксперт.
«Мы считаем, что те люди, которым мы решим помогать собирать деньги, имеют право самостоятельно принимать решения, как им распоряжаться этими средствами, иногда не дожидаясь решения медицинской комиссии, к примеру. А иногда — дожидаясь, – заявила в свою очередь Мария Баронова. – Правила мы будем создавать для себя и в процессе работы».