Внесенный правительством законопроект о сертификатах на жилье для социально успешных сирот требует доработки, заявили «Милосердию.ru» в БФ «Дети наши».
Сейчас почти 300 тысяч сирот имеют право на квартиры, но не могут их получить, в том числе и по решению суда, рассказала программный директор фонда Светлана Строганова. По ее словам, причины – нехватка средств у регионов и сложности с соблюдением установленных требований, например о предельной доле жилья, которое выдается сиротам в одном доме.
«Предложение разрешить эту проблему с помощью выдачи сертификатов, похожих на сертификат на материнский капитал, появилось уже давно, – напомнила она. – Правда, речь здесь идет о гораздо больших суммах».
Выдача бывшим детдомовцам сертификатов на покупку жилья или оплату уже взятой ипотеки имеет свои преимущества: это позволит быстро «расчистить» их безостановочно растущую сейчас очередь на жилье, отмечает эксперт.
«Но, конечно, есть и риски, и очень большие», – подчеркивает Светлана Строганова. Среди них она называет угрозу мошенничества – например, возможность совместного приобретения квартиры позволяет отнять эту квартиру через вступление в брак.
«Второй риск из этой же сферы может лишить ребенка уже и самого сертификата, и заключается он в том, что деньги могут переводиться на счет кредитной организации. Нужно помнить, что выпускники детских домов чаще всего довольно неприспособленны к жизни, не имеют не только базовых навыков и понимания, как все устроено, но и не представляют, к кому можно обратиться за помощью. У них нет возможности решать различные юридические вопросы, например признание сделки недействительной, они часто просто не подготовлены к тому, чтобы ходить по разным судам и инстанциям самостоятельно (а мы помним, что помочь им в этом чаще всего просто некому)», – говорит представитель фонда.
По ее словам, необходимо продумать, как этого избежать и обезопасить выпускников детских домов от потери как сертификатов, так и квартир.
«И, конечно же, я считаю, важно дифференцировать выплаты в соответствии с регионами. Всем выдать одну и ту же сумму не кажется мне правильной идеей. В пояснительной записке обозначена довольно крупная сумма в 2 800 000 рублей, но нужно понимать, что квартиры, которые можно купить на нее, например в Москве и в Смоленске, – это кардинально разные типы жилья. И это не говоря о том, что и тут выпускник может стать жертвой мошенников и спустить все деньги на непригодное для жизни жилье», – уверена эксперт.
В БФ «Дети наши» намерены изучить законопроект, чтобы понять, как в случае его принятия можно будет защитить подопечных фонда от возможных рисков.
Можно положительно оценить предложенное кабмином сокращение срока социального найма, после которого сирота может приватизировать полученную квартиру, рассказал «Милосердию.ru» руководитель БФ «Соучастие в судьбе» Алексей Головань. Этот срок вводился для социальной адаптации выпускника детдома, который по закону должен получать квартиру в 18 лет, в реальности же часто жилье получает уже взрослый человек, отметил он.
Однако введение сертификатов создает недопустимые угрозы для сирот – они могут остаться без квартиры, уверен эксперт. Он напомнил, что действующий механизм (передача квартиры в социальный найм на 5 лет с возможным неоднократным продлением этого срока, если сирота не успел социально адаптироваться) был внедрен в 2013 году как раз, чтобы защитить бывших детдомовцев от мошенников.
«Нам говорят, что во многих субъектах такие жилищные сертификаты уже внедрены и благополучно используются. Но то, что происходит сейчас в регионах, – „ручная работа«. Ребят, получающих сертификаты, специально отбирают, контролируют, внимательно следят за ними. Как только это будет поставлено на поток, не сомневаюсь, что на поток будут поставлены и действия по отъему жилья у сирот. Мошенники лишают сертификатов и умудренных жизнью военных, отслуживших положенный срок; и все мы знаем, как обналичивается материнский капитал. Говорить, что с сиротами подобного не произойдет, просто смешно», – отмечает Алексей Головань.
Другая проблема, по его словам, – невозможность во многих случаях для бывшего детдомовца купить жилье, используя только сертификат: часто ему требуется добавить из собственных средств 20–30% от суммы покупки. Кто-то может использовать для этого средства, накопившиеся на личном счете, или взять кредит, но у других нет такой возможности.
Таким образом, государство фактически не выполняет полностью свою обязанность в отношении сирот и частично сворачивает свои гарантии, хотя в законе говорится о том, что они должны получать именно жилье, а не бумаги, позволяющие его купить, подчеркивает руководитель благотворительного фонда.
«Когда об этом законе начинали говорить два года назад, мы предупреждали, что после его введения возрастную планку для выдачи сертификата, скорее всего, понизят до 18 лет. И теперь, даже до его внесения в Думу, чиновники некоторых министерств проговариваются о таких планах», – напомнил правозащитник.
Законопроект не предусматривает и контроля за качеством купленного на сертификаты жилья, указывает он. Между тем, использовать сертификат хотят разрешить по всей территории России. Можно предположить, что сироты, получившие сертификаты из расчета низких цен на жилье в своих регионах, будут пытаться переселиться в Москву, но не смогут здесь ничего купить, кроме жилья в плохом состоянии в отдаленных районах области.
«Эта выплата породит больше проблем, чем даст позитивного эффекта. Весь этот механизм направлен на формальное решение проблемы. Увеличение финансирования не планируется. Нам говорят, что сертификаты помогут сократить очередь – но как они это сделают, если денег остается столько же? И будет так: вместо того чтобы купить сиротам три квартиры, им выдадут четыре сертификата. Формально очередь сократится, в реальности – нет. Процедуры по обеспечению сирот жильем приносят чиновникам много хлопот, а теперь все это перекладывают на самих сирот. Кто-то сможет этим воспользоваться, а кто-то останется без всего», – заявил Алексей Головань.
По его словам, реальную пользу могло бы принести увеличение финансирования закупки, а также упрощение покупки для сирот жилья на вторичном рынке: сейчас для этого владельцу квартиры необходимо оформлять электронную подпись и участвовать в аукционе, поэтому продавцы не хотят этим заниматься.
Сертификаты на жилье для сирот введены или готовятся к введению уже примерно в 30 регионах, отмечает эксперт. Вместо того чтобы торопиться с принятием закона, следовало бы в течение трех лет провести мониторинг уже ведущейся работы, и уже потом принимать решение, отмечает глава БФ «Соучастие в судьбе».
«Думаю, что новый закон быстро пройдет Думу, потому что у многих депутатов и сенаторов есть представление, что он решит проблему. Но это не так», – подчеркнул он.