Google направит $1,3 млн на разработку приложения, которое будет помогать людям с деменцией, используя принципы музыкальной терапии, рассказали в Университете Мельбурна.
Речь идет о MATCH (Music Attuned Technology – Care via eHealth) – адаптивном инструменте, с помощью искусственного интеллекта помогающем справиться с возбуждением, которое может возникать у людей с деменцией, когда им что-то не нравится.
«Мы сможем разработать устройство, похожее на умные часы, которое может контролировать движение, сердечный ритм и другие биомаркеры. Если он обнаружит признаки возбуждения, приложение будет воспроизводить музыку из специально отобранного плейлиста, предназначенного для их успокоения. Если первоначальный выбор музыки не эффективен, он будет продолжать менять треки до тех пор, пока состояние человека не стабилизируется», – рассказал профессор Ларс Кулик, возглавляющий проект.
По его словам, изобретение будет опробовано в Австралии, а затем его надеются внедрить по всему миру.
В России профессиональное сообщество специалистов, использующих музыку в гериатрии, и в частности при деменции, также обсуждает варианты масштабного использования при терапии мелодий, лично значимых для конкретного пациента или «условно-нейтральных».
Большинство людей согласно с тем, что музыка может быть полезна для пациентов с деменцией, но многие испытывают неловкость, когда им приходится петь или включать записи, чтобы успокоить родственника. Поэтому такая технология может быть для них полезна, говорит соавтор проекта МузНИИ по созданию индивидуальных терапевтических плейлистов, руководитель секции по работе с людьми старшего возраста Ассоциации музыкальных психологов и психотерапевтов Мария Пакош.
Однако, по ее словам, подобные методы несут и свои риски.
«Мы в команде МузНИИ также обсуждаем создание приложений. Однако этический вопрос остается острым, мы это обсуждали с разными коллегами и продолжаем обсуждать. Важно, чтобы приложение не стало тем самым «ошейником», который используют для собак, чтобы они не лаяли, то есть перестали быть эмоционально живыми», – подчеркнула эксперт.
Этот этический вопрос аналогичен тому, что обсуждают родственники и специалисты относительно применения седативных средств, и общество еще не пришло здесь к единому мнению. Позиции колеблются от «не хочу, чтобы стал как овощ» до «да, так стало спокойнее и благополучнее жить всей семье», поясняет Мария Пакош.
Такие датчики могут быть полезны с учетом безусловного доказанного эффекта музыки при деменции и интегрированы в том числе с иной терапией (проведение физической реабилитации, дыхательных упражнений). Однако остается и ряд вопросов, говорит невролог и реабилитолог, научный сотрудник Федерального центра мозга и нейротехнологий Тимур Иванов.
«Меня как невролога смущает, что те признаки, которые обозначены для определения возбуждения, такие как ЧСС, пульс и дыхание, являются показателями не только психологического возбуждения, но и проблем с телом. Таким образом, присутствие другого рядом, кто исключил бы инфаркт, кишечную непроходимость и многое-многое другое, необходимо и просто снимать возбуждение будет неверно. Также интересно понять продолжительность такого подбора музыки, учитывая быструю нервную истощаемость человека с деменцией», – заявил он.
«Утешает мысль, что музыка за счет своего неинвазивного воздействия не вызывает физической зависимости, а значит, оставляет право на свободу опекуну, – отмечает Мария Пакош. – И, конечно, утешает понимание, что музыка, особенно личнозначимая, создает безопасную (за счет своей предсказуемости и дофаминэргетического воздействия) опору – но все же оставляет место для выражения чувств внутри этой опоры, ограды».
«Все зависит от критериев, которые зададут искусственному интеллекту. Будем надеяться на профессионализм и человеколюбие разработчиков», – подчеркивает эксперт.