17 сентября от тяжелой и длительной болезни в Москве скончался известный психотерапевт Федор Василюк, заведующий кафедрой индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета.
«Удивительная скромность, – делится воспоминаниями об ученом Марина Филоник, психолог, психотерапевт, преподаватель Мастерской (курс Федора Василюка «Мастерская по понимающей психотерапии»), член Совета Ассоциации Понимающей психотерапии. – Такое, знаете, соотношение величины и масштаба личности, культуры, глубины – и одновременно простоты, без всякой помпезности. Простоты в том числе в простых бытовых вещах. Например, у него совершенно не было времени, в том числе чтобы поесть, он уходил с факультета в десять-одиннадцать вечера. Он мог выйти и попросить кого-нибудь из сотрудниц: «Танечка, не могли бы Вы сходить в «Макдональдс» и купить мне филе-о-фиш».
Соотношение внутренней аскетичности, которая никак не афишировалась, молитвенного присутствия, которое тоже чувствовалось, постоянная внутренняя собранность, бодрость удивительная. И всегда максимальное присутствие с тем человеком, с которым он разговаривает в данный момент времени. И тогда тебя это личностно поднимает – когда такой человек с тобой общается предельно внимательно, уважительно, подлинно.
И да – подлинность – еще одна важная его черта. Черта, которой он напоминал, вероятно, владыку Антония Сурожского: если он с тобой разговаривал полминуты на лестнице, и если это была продолжительная встреча – это всегда была абсолютная полнота присутствия с тобой, и только с тобой. Ты понимаешь, что вы сейчас вдвоем, и жизненный мир замыкается вокруг, как будто больше ничего не существует, даже если рядом шумит принтер, гремят чашки, ходят люди.
При этом не имело значения, кто ты – профессор, аспирант, лаборант кафедры, охранник или студент. Реализация жизнью того, что называется личностно центрированный подход: глубочайшее уважение к личности, без лицеприятия.
Я не знаю, как он мог физически выдерживать такую концентрацию и нагрузки, быть бодрым и внимательно присутствующим минимум по 12 часов каждый день. Количество дел в разы превосходило человеческие возможности. Даже я сейчас думаю, что он не просто жадно жил – он горел. Может быть поэтому быстро сгорел, не знаю».
Владимир Стрелов, ректор Библейского колледжа «Наследие», учился на курсе Федора Василюка «Мастерская по понимающей психотерапии».
«Когда Федор Ефимович проводил у нас семинары, я смотрел, как он работает с людьми, которые вызвались быть у него клиентами. Насколько он был деликатен – это удивляет. Это было полное принятие. Вспоминаю его позу, как он слушал человека: он был полностью сконцентрирован на другом. При этом, говоря о серьезных вещах, решая серьезные вопросы, он находил место для хорошего, доброго юмора. Я не могу представить Федора Ефимовича без его улыбки», – вспоминает он.
Федор Василюк оставил яркий след в жизни студентов, которым посчастливилось у него учиться. Его преподавательскую манеру описывали как живую, образную, остроумную, афористичную.
Владимир Стрелов привел некоторые выражения профессора, которые ему запомнились. Например, вот такая фраза: «Клиенты ищут в психотерапевте всего того, чего не хватает в жизни. Не получается быть для всех всем, будь хоть кем-то на время, кроме психолога». Или такое выражение, как «не затоптать радость». Это значит – пережить радость вместе с клиентом, например, когда тот благодарит.
«Когда я впервые читал работу Федора Ефимовича «Молитва как переживание», я увидел, что он с невероятной бережностью относится и к церковной традиции, и к страдающему человеку. Он показывает, как то, на что мы иногда не обращаем внимание, потому что считаем это чем-то слишком простым и поверхностным, действительно может врачевать душу и исцелять, восстанавливать ее», – рассказал Владимир Стрелов.
Марина Филоник пояснила, как можно очень кратко описать, что такое понимающая психотерапия (направление, созданное Федором Василюком). «Одно из ключевых понятий в этом подходе – критическая ситуация. Любой человек в своей жизни попадает в трудные ситуации, и он при этом переживает. Даже если эти трудности внешне кажутся мелкими, субъективно они могут восприниматься как серьезные – и важно именно то, как это выглядит изнутри, важна субъективная правда, а не внешняя оценка, – подчеркнула она. – В такой ситуации у человека запускается то, что называется работой переживания. Можно сказать, что это особая работа души – при переживании горя, конфликта, обиды, тупика, разочарования, для кого-то – плохой оценки на экзамене.
Работа переживания, которая происходит с человеком в критический момент, и является предметом и точкой приложения Понимающей психотерапии. Мы встречаемся с Другим своим сопереживанием. Непосредственным методом реализации сопереживания становится понимание – это главное, что может сделать психотерапевт для человека, находящегося в критической ситуации. Не нужно его лечить, исправлять, воспитывать или наставлять. Для этого найдется множество других людей, и не всегда это оказывается полезно.
Задача психотерапевта – быть рядом, сопереживать, понимать, но делать это особым образом, профессионально, чтобы помочь человеку переживать продуктивно, то есть проходить через критическую читуацию, не разрушаясь, а выходя на новый уровень».