Чтобы обеспечить должный уход и обслуживание для нуждающихся в них пожилых и престарелых людей, необходимо привлекать НКО, развивать государственно-частное партнерство, и планировать введение страхования по уходу в старости, считает глава Минтруда Максим Топилин. Об этом он заявил во время выступления на Петербургском международном экономическом форуме-2107. Решение подобных вопросов требует серьезной предварительной подготовки, отмечают в благотворительном фонде «Старость в радость».
«Недавно для негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги людям, мы обнулили ставку налога на прибыль, – рассказал министр. – Мы также предусмотрели деньги в федеральном бюджете на субсидирование региона, если в нем есть проект государственно-частного партнерства в сфере социального обслуживания».
В качестве примера Максим Топилин привел посещенный им в Петербурге частный дом престарелых, построенный на деньги инвесторов, где около половины проживающих – те, кого направил городской комитет по социальной политике. «Оплата за их проживание идет в том числе из регионального бюджета», – пояснил он.
«Для того чтобы предоставлять людям качественные социальные услуги, комфортное проживание, нужно уже сейчас думать о системе страхования по уходу в старости по аналогии с другими странами. Такая идея есть, ее нужно обсуждать, просчитывать. Это очень сильно развивало бы рынок соцуслуг», – заявил Максим Топилин.
«Петербургский форум так устроен, что там очень много важных сессий и встреч, – рассказала порталу Милосердие.ru, комментируя предложения министра, директор БФ «Старость в радость» Елизавета Олескина. – И не получилось у меня попасть именно на ту сессию, где выступал Максим Анатольевич, поэтому могу сказать только про то резюме выступления, которое есть на сайте Минтруда.
И тут я и соглашусь и не соглашусь одновременно. Нужно ли «уже сейчас думать о системе страхования по уходу в старости» – безусловно. Даже, наверное, и раньше можно было начать об этом думать, как об одном из вероятных механизмов финансирования долговременного ухода.
Но вот с чем я никак не могу согласиться, так это с тем, что надо начинать думать с этого. Мы как раз тоже специально сделали исследование по международному опыту создания систем долговременного ухода. Не по отдельным странам, а изучили обобщенный опыт последних десятилетий. И сравниваем это с той помощью пожилым в социальных учреждениях и на дому, которую видим в тех регионах, где работаем. А это 25 регионов.
Так вот, мы вместе с коллегам, которые тоже этим активно занимаются, видим, что все серьезные экспертные рекомендации по созданию систем долговременного ухода на государственном уровне – сводятся к тому, что надо в начале ответить на несколько равнозначных по важности вопросов: сколько людей будет охватывать эта система?
Это все, кто нуждается в уходе, или только бедные люди, нуждающиеся в уходе? Будете ли вы поддерживать семью, чтобы она ухаживала, или опора будет на учреждения? Как это финансировать? Как это будет координироваться разными министерствами? Ну и еще ряд не менее важных вопросов.
И вот когда будет понятно, строите ли вы самолет или теплоход, – и надо делать конкретный выбор, обсчитывать все. Одно ли страхование будет задействовано? Или другие механизмы тоже?
Мне самой страшно хотелось бы, чтобы эта система была построена быстро и просто. Но тот же международный опыт говорит о том, что проблемы возникают у всех государств. И дело это не быстрое.
Прекрасно, что наши министерства думают о помощи пожилым. И мы готовы сотрудничать со всеми. Только хотим, чтобы мы все думали не о том, почему эту задачу трудно решить, а как ее все-таки решить. Чтобы в старости на помощь мог рассчитывать каждый из нас».